Идеи саморазвития в психологии доклад

Идеи саморазвития в психологии доклад

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

1. Понятие саморазвития личности

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

2. Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральной.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Для развития теории и особенно практики самовоспитания большое значение имели жизни и деятельность таких известных всему миру личностей, как В. Гете, Ч. Дарвин, А. В. Суворов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Чехов и многих других, которые своим примером доказали, что самовоспитание является чрезвычайно важным фактором становления личности.

Например, большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

В данной работе будет представлена информация о том, что такое самовоспитание в психологии, для чего оно необходимо обществу, как проходит и какими методами постигается, а также небольшой пример теста по диагностики реализации потребностей в самовоспитании.

Самовоспитание в психологии

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Также под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные.

Обычно развитие такого положительного качества, как самодисциплина, и преодоление такого отрицательного качества, как склонность к самооправданию, бывает достаточно, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни.

Кроме того, психологи считают, что самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее способность к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. А отношение человека к своим потенциальным возможностям и правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Изучение мнений и публикаций специалистов по этой теме позволяет прийти к выводу о том, что самовоспитание – это сознательная, планомерная деятельность человека, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и своей личной программы.

Способы воздействия на самого себя:

2) Целенаправленное подражание

В процессе психологической работы с человеком необходимо побудить его к осуществлению самовоспитания.

Читать статью  Озеро Алаколь: особенности отдыха у жемчужины Казахстана

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

Цели и задачи самовоспитания

Целью образования сегодня провозглашена подготовка конкурентоспособных, мобильных, востребованных на рынке труда специалистов. Достижение этой цели невозможно без соединения образования с самообразованием, воспитания с самовоспитанием обучающихся.

Сегодня каждый субъект образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, должен осознать, что образование представляет собой не столько взаимодействие обучающегося с обучающим, как это традиционно считалось многие годы, сколько взаимодействие обучающегося с источником информации, в качестве которого может быть не только и не столько преподаватель. Обучение и воспитание, составляющие основу образования, не могут быть эффективными, если не опираются на активность и самостоятельность самих обучающихся, на их самодисциплину. Сегодня на первый план выдвигается способность человека быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. Поэтому так важно побуждение каждого человека к самовоспитанию и повышению его индивидуальной ответственности за результаты.

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.
  • общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
  • частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)
  • уточнение и определение своего идеала личности, формулировка и конкретизация цели самовоспитания;
  • повышение уровня своего мышления, сознания и интеллекта;
  • претворение основных жизненно важных знаний в глубокие и твердые убеждения, которые станут базой более совершенного мировоззрения и направляющей силой будущего поведения;
  • совершенствование повседневного поведения;
  • укрепление воли и возвышение чувств;
  • развитие собственного тела.
  • Первый этап — принятие решения.
  • Второй этап — самопознание.
  • Третий этап — выбор средств, составление плана.
  • Четвертый этап — реализация планов.

Существует еще теория относительно этапов самовоспитания, в соответствии с которой считается, что самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляется следующим образом:

  • Первая ступень – физическое и волевое самовоспитание. Подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача – улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., – через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом.
  • Вторая ступень – нравственное самосовершенствование. Ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время – духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.
  • Третья ступень – профессиональное самовоспитание.
  • Четвертая ступень – социально-мировоззренческое самовоспитание. Период жизни после 40–45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь.
  • Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров. Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

Возможности самовоспитания огромны – посредством его можно не только развить существующие, но и сформировать новые положительные качества, полностью преодолеть или хотя бы существенно затормозить отрицательные.

Методы самовоспитания и их характеристика

Самовоспитание как сознательная деятельность, направлена на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

  • самопознание;
  • самообладание;
  • самостимулирование.
  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

В своей работе я представляю пример теста, для оценки потребности к саморазвитию.

Инструкция к выполнению теста:

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте баллы, соответствующие вашему мнению:

5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 — скорее соответствует, чем нет;

2 — скорее не соответствует;

1 — не соответствует.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13.Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе.
Обработка результатов — Подсчитайте общую сумму баллов.

Ключ и интерпретация:

Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии

Диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития

Результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что саморазвитие на данный момент остановилось. Саморазвитие, т.е. творчество, направленное “внутрь”, на свою личность – это часть индивидуального стиля жизнедеятельности.

Саморазвитие предполагает динамику таких свойств личности и способностей, как эмпатия, искренность, открытость, доверие, ответственность, позитивное отношение к себе и другим, внимание к миру, понимание себя, следование общечеловеческим ценностям, гуманистическая направленность.

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогут сформировать истинные, высокие ценности

Сегодня, в эпоху технологий и массовой информации, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, проблема самовоспитания еще более актуальна. То, по какому пути пойдет молодое поколение, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться прежде всего в самом себе.

Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и целеустремленность.

Читать статью  Как добиться успеха и благополучия в жизни: 8 советов великих людей

Более того, саморазвитие имеет целый ряд положительных моментов:

Во-первых, это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой вы хотите добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания (это очень важный этап работы над собой), однако здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно вы судите о себе, верные ли цели вы ставите и нужные ли приемы выбираете.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, самовоспитание включается в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочется работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить себя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Саморазвитие это основа успеха. Оно помогает добиться поставленных целей, накопив знания и опыт, учит получать удовольствие от жизни. Самодостаточный и самоуверенный человек знает, как исполнить желания и стать счастливым.

Саморазвитие

Что понимают под саморазвитием

Что такое саморазвитие:

  • Рост, самосовершенствование, когда человек стремится к новым знаниям, улучшает имеющиеся навыки;
  • Он четко формулирует желания и стремится их реализовать, выполняя каждодневные задачи.

Саморазвитие в психологии – это становление личности и характера. Это рост, направленный на достижение мечты. Философия определяет понятие как борьбу между внутренними противоречиями, которая приводит к развитию личности.

Причина популярности саморазвития

Бешеный темп жизни требует от людей приспосабливаться к изменяющимся условиям. Без личностного роста жизнь становится некомфортной. Человек не может пользоваться существующими благами и ресурсами, вынужден заниматься самообразованием.

Для многих людей недостаточно иметь работу, которая приносит доход. Им важно заниматься делом, приносящим удовольствие. Они ищут себя, открывают новые возможности. Современный мир предлагают неограниченную информацию, которой важно правильно пользоваться:

  • найти ответы на любые вопросы;
  • освоить специальность или получить квалификацию;
  • посетить курсы или тренинги.

Высокая конкуренция при поиске места в жизни заставляет людей пробовать себя в новых профессиях, развиваться. Это важно не только для отдельной личности, но и для коллектива. Саморазвитие – стимул для развития команды и окружения.

Почему важно заниматься саморазвитием

Обучение не заканчивается школой и институтом. Самосовершенствование обогатит жизнь, добавив в нее массу нового и интересного:

  • Знания, знакомство с чужим опытом помогут избежать ошибок в будущем, стать увереннее и успешнее;
  • Образованный человек имеет собственную точку зрения, ориентируясь во многих жизненных ситуациях и проблемах на профессиональном уровне. Это вызывает уважение со стороны окружения, особенно при деловом общении, что еще больше поднимает самооценку;
  • Получение знаний изменит круг общения, появятся друзья, обладающие схожими интересами. Это улучшит коммуникативные навыки;
  • Саморазвитие приведет к открытиям, вызывающим восхищение, желание творить. Это добавит эмоций, разнообразит досуг и жизнь станет более интересной и насыщенной.

Радость жизни

Принципы саморазвития

Из определения саморазвития становится ясна его задача – изменить жизнь, добавив в нее красок. Это способ достичь внутренней гармонии, познать себя. Цель самосовершенствования заключается в достижении счастья. Нужно понимать, что это не абстрактная величина, добраться до которой невозможно. Счастливая жизнь ждет человека, знающего, чего он хочет и стремящегося к этому.

Обратите внимание! Нельзя винить в провалах окружение или обстоятельства. Счастье – дело рук каждого. Целенаправленная работа над собой приведет к результату.

Каждый человек воспринимает действительность по-своему:

  • видит лишь плохое;
  • обращает внимание на позитивные моменты.

Именно правильный настрой определяет положение дел. От взгляда на происходящее зависит то, каким оно будет, испортит настроение или даст глоток свежего воздуха. Нельзя транслировать негатив в жизнь, опираясь на жадность, зависть, гнев.

Люди способны меняться и развиваться. Все зависит от желания и настроя. Характер не дается с рождения, он меняется в зависимости от жизненных ситуаций и реакции на них.

Дополнительная информация. Для детского возраста саморазвитие несвойственно. Но уже в школе на уроках обществознания даются азы самопознания, как способа самосовершенствования.

Личность формируется годами, и всегда есть шанс измениться к лучшему, искоренить вредные привычки, посвятить время самообразованию.

Заниматься саморазвитием непросто – это долгий путь, длиною в жизнь. Естественно, что будут подъемы, неудачи. Нужно верить в свои силы, заручиться поддержкой близких и не сомневаться в том, что счастье ждет впереди.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса

Колесо жизненного баланса – система жизненных ценностей. Необходимо определить сферы жизни, существующие на данный момент. Обычно это:

  • Семья;
  • Работа;
  • Дети;
  • Творчество;
  • Отдых;
  • Друзья;
  • Здоровье;
  • Любовь.

Нужно выбрать 8 пунктов, представляющих наибольший интерес, можно включить дополнительные не из списка. Затем разбить нарисованный круг на секторы, соответствующие сферам. Проанализировать пункты и оценить собственное удовлетворение в каждой области. От этого зависит направление или вид саморазвития, находящийся в приоритете. Например, совершенствование духовной, материальной, социальной сферы, карьерный рост или создание семьи.

Семья как жизненная ценность

Семья как жизненная ценность

Задача метода – в достижении гармонии, сделать это можно, если колесо покатится. Все направления должны развиваться равномерно. Начинать восстанавливать баланс нужно с самой отстающей сферы. Возможно, впоследствии окажется, что один из секторов потерял ценность и будет заменен другим.

Обратите внимание! Использование колеса жизненного баланса поможет определить, что в жизни является важным, а что второстепенным. Это толчок для тех, кто не понимает, в каком направлении двигаться, когда кажется, что запутался.

Этапы саморазвития

При стремлении к становлению личности полезно составить программу саморазвития. Это упорядочит мысли и позволит отслеживать результаты работы.

План личностного роста на год

Планирование – один из методов повышения эффективности деятельности. Оно приводит мысли в порядок, учит расставлять приоритеты и отказываться от незначительного. Метод активно применяется в менеджменте для улучшения профессиональных качеств работников.

План личностного роста на год на начальном этапе можно разбить на декады, выбрав главные цели. Внутри каждого блока придумать промежуточные задачи. Они должны работать на основную мечту.

Пример плана при саморазвитии:

Тренинг

План на год для саморазвития каждый составляет, опираясь на приоритеты и представляя мечту. Четкое представление желаемого – залог успеха. Целевая комплексная программа (цкп) саморазвития поможет не сбиваться с пути, отслеживать победы, следить за неудачами и не забывать о цели.

Препятствия на пути саморазвития

Люди не всегда осознают конечность жизни, откладывая все на потом. Нужно отбросить мысль, что впереди много времени, и начать действовать сейчас. Важно не замыкаться на себе, а уметь принимать помощь, слушать советы людей, в компетентности которых нельзя сомневаться, систематизировать знания и составить план самосовершенствования. Но не нужно быть уверенным, что все произойдет так, как задумано. Отклонения от плана не должны выбивать из колеи. Умение справляться с непредвиденными обстоятельствами – шаг на пути саморазвития.

Иллюзии и ошибки саморазвития

Заниматься саморазвитием – это не значит, что нужно поглощать информацию, получать дополнительное образование, важно уметь применять знания на практике. Только активный человек способен достичь цели. Не нужно пытаться охватить все и сразу, перепрыгивая с одного направления на другое. Это заберет энергию и силы, а роста не произойдет. Главное – понимать цель, видеть ее перед собой. Отсутствие мотивации – главный фактор для гибели начинаний.

Обратите внимание! Невозможно свернуть горы, если противиться всему новому, не принимать изменения, происходящие в мире.

Достижение цели

Саморазвитие личности – сложный путь, состоящий из побед и неудач. Уверенный в себе, позитивно мыслящий человек понимает, чего он хочет от жизни. Он ставит цель и идет к ней, опираясь на собственные ценности и заручившись поддержкой близких людей. Работа над собой, поглощение знаний, накопление опыта помогут в самосовершенствовании, становлении личности.

Видео

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Грани саморазвития сквозь призму междисциплинарного анализа

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология саморазвития личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Грани саморазвития сквозь призму междисциплинарного анализа

И понял я, что в мире нет

Затертых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясенный гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

Проблемы саморазвития в целом и саморазвития личности носят междисциплинарный характер. Саморазвитие, понимаемое как способ существования материи, является объектом внимания философии, естествознания и гуманитарных наук. Проблема саморазвития личности является более локальной, однако требует не менее существенных теоретических усилий для своего разрешения. Целостное рассмотрение проблемы саморазвития личности предполагает интеграцию достижений всего комплекса антропологических дисциплин и в то же время — осознание специфичности психологического подхода к исследуемой проблеме.

Наиболее значительные успехи в познании саморазвития достигнуты в философии, педагогике и психологии. Философский анализ саморазвития личности связан с познанием его фундаментальных онтологических характеристик. Он направлен на вскрытие наиболее общих закономерностей механизма саморазвития и ставит целью понимание предельных смыслов саморазвития как способа бытия человека. Педагогический анализ саморазвития личности осуществляется в проблемном контексте генезиса личности в пространстве образования. Исследовательские усилия в области педагогики направлены на поиск возможностей, технологий побуждения личности к саморазвитию системой образования (особенно в части воспитания), на вооружение ее средствами саморазвития, комплексную поддержку саморазвития педагогическими методами. Психологический подход предполагает понимание саморазвития как части психологической реальности. Целью в этом случае является постижение места и функции саморазвития в контексте жизненного пути личности, открытие тех психологических образований, которые обусловливают порождение и становление саморазвития как стратегии жизни личности.

Читать статью  Даже заставлять себя не пришлось»: 5 историй о саморазвитии

Выделив основные направления поисков, ведущихся в философии, психологии и педагогике, мы сможем обозначить те проблемные зоны саморазвития, где лучше пересекаются интересы названных дисциплин. Так, проблема сущности саморазвития решается на стыке психологических исследований саморазвития и философского рассмотрения онтологии саморазвития и саморазвивающихся систем в диалектике и синергетике. Проблема функции саморазвития, его значения в бытии человека как индивида и как рода, с одной стороны, является главным предметом анализа философской антропологии, с другой — входит в область познавательных интересов ряда психологических подходов к саморазвитию. Проблема порождения и становления саморазвития — область научных поисков как психологов, так и педагогов.

При изучении взглядов на природу саморазвития, выработанных представителями различных течений философии, психологии, педагогики, мы стремились обозначить наиболее активно обсуждавшиеся вопросы и одновременно выделить те зоны проблемы саморазвития, которые остались вне поля внимания исследователей или нуждаются в дальнейшей разработке. Этим обусловлена направленность анализа не столько на поиск различий между подходами к проблеме саморазвития, сколько на установление основного вклада каждого из подходов в решение этой проблемы. Это позволило показать те аспекты обширной проблемы саморазвития, которые рассматривались в рамках различных подходов, а также идеи, предлагавшиеся для ее решения. При этом наше основное внимание было сосредоточено на трех группах вопросов, которые нуждаются в разработке в рамках психологического познания саморазвития: на проблемах сущности, функции и механизма саморазвития личности.

1.1. Проблема саморазвития в философии и синергетике

1.1.1. Диалектическое учение о саморазвитии

Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.

Таким образом, с точки зрения материалистической диалектики саморазвитие может быть определено как необратимое, закономерное, направленное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое самопротиворечивостью ее субстанционального основания и сопровождающееся переходом к новому качественному состоянию системы.

1.1.2. Представления о саморазвитии и саморазвивающихся системах в синергетике

Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.

А. В. Рыжков [2006] выделяет в современных исследованиях саморазвивающихся и самоорганизующихся систем три направления:

✓ кибернетический подход, в рамках которого проводится изучение самоорганизации сложных открытых систем, функционирующих за счет непрерывных процессов обмена веществом, энергией и информацией со средой. Данный подход, по мнению A. В. Рыжкова, лишь частично объясняет процессы эволюции систем;

✓ синергетический подход (И. Пригожин, Г. Хакен, С. П. Курдюмов и др.). Работы данного направления носят эмпирический характер, однако есть и авторы, например С. П. Капица, С. П. Курдюмов, которые работают над методологическим осмыслением синергетики;

✓ системный подход к фундаментальной теории самоорганизации, трактующий синергетику как концепцию саморазвивающихся систем (В. С. Степин, К. X. Делокаров, Г. Н. Пивоваров, B. Г. Буданов, В. П. Бранский, Е. Н. Князева, А. П. Назаретян).

Осмысление не количественных, а сущностных характеристик систем различного уровня является заслугой В. С. Степина [1997; 2003а; 2007] — автора идеи постнеклассической рациональности. Согласно его подходу, связи и отношения, присущие каждому типу системы, можно охарактеризовать в категориях части и целого, вещи и процесса, причинности и случайности, возможности и необходимости, пространства и времени.

В малых (простых) системах суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого, часть обладает одними и теми же свойствами внутри и вне целого, связи между элементами подчиняются линейной причинности, движение таких систем никак не влияет на характеристики пространства и времени.

Таким образом, те параметры, которые использовались при описании саморегулирующихся систем, в случае саморазвивающихся систем приобретают дополнительную сложность за счет того, что каждый из них находится не в статическом, а в динамическом состоянии. Иерархичность, целостность, причинная обусловленность, пространственно-временные характеристики системы развиваются. При этом важно, что, претерпевая изменения, система сохраняет свою идентичность и целостность. В. Н. Михайловский [19946], описывая особенности существования самоорганизующихся систем, упоминает, в частности, принцип инвариантности и свойство структурной устойчивости. Принцип инвариантности, предложенный У Р. Эшби, состоит в том, что некоторые свойства системы (инварианты) сохраняются неизменными, несмотря на то, что она претерпевает последовательные изменения. Согласно принципу структурной устойчивости, система сопротивляется внешним воздействиям, инициируя процессы, способные эти воздействия подавить, нейтрализовать.

Таким образом, синергетический взгляд на саморазвивающиеся системы позволяет понять их как иерархически организованные сложные системы, которые за счет системного противоречия противоречий находятся в постоянном изменении, сопровождающемся сменой типов самоорганизации и саморегуляции при сохранении инвариантных структурных компонентов.

1.1.3. Саморазвитие как категория философской антропологии

Никто не может построить тебе мост, по которому именно ты можешь перейти через жизненный поток, — никто, кроме тебя самого.

1.2. Педагогика саморазвития

1.2.1. Формирование способности личности к саморазвитию как цель образования

Всё, что ты есть, всё, чего ты хочешь, всё, что ты должен, исходит от тебя самого.

Факторы саморазвития личности: помоги себе сам

Факторы саморазвития личности: помоги себе сам

Говоря об условиях и векторах саморазвития, необходимо отметить важность этих составляющих в процессе формирования личности. От них зависит не только широта взглядов, успешность и образованность, этот процесс самосовершенствования является стержнем человеческого существования. Он запускается при рождении и продолжается на протяжении всей жизни, приближая отдельно взятого индивидуума к его истинным целям. Что же может помочь на пути к совершенствованию, и какие основные факторы саморазвития личности существуют, будем разбирать вместе.

Важность саморазвития

Прежде чем перейти к списку основных факторов, необходимо разобраться с простым, но важным моментом: зачем вообще заниматься саморазвитием? Действительно, мы уже рождаемся людьми, и чтобы быть «человеком» делать ничего не нужно. Однако, принадлежность к определенному биологическому виду не дает гарантий достижения положительного результата — гармоничной жизни.

факторы саморазвития личности

Самосовершенствование личности охватывает различные области жизнедеятельности, и способствует возвышению человека по линии личностного роста. Под этим процессом понимается самостоятельная работа, которая направлена на получение новых знаний, навыков и качеств. Это помогает в самореализации (практическом применении своих желаний и опыта). Причем самореализация это не только карьерный рост или финансовая стабильность, хотя и эти составляющие нельзя назвать второстепенными, это культурное и духовное развитие. Только личность, которая в своем сознании смогла посеять «плодородное зерно», может выйти за пределы обыденности, сдерживающей креативное мышление, и создать вокруг себя благодатные условия для работы и жизни.

факторы саморазвития

Усовершенствование может проходить под воздействием жизненных ситуаций, обстоятельств, личных примеров других людей. Но человек также может не ждать “внешних стимулов”, а самостоятельно заниматься личностным становлением. Достаточно знать основные факторы, влияющие на развитие.

Факторы саморазвития личности

Личностное становление – процесс постоянный, но, к сожалению, не всегда напрямую зависящий от желаний самого человека. Существуют аспекты, задающие изначальное направление в развитии. Необходимо научиться определять их, выделять сильные стороны, и, опираясь на эти исходные данные, становиться немного (или намного) лучше.

К факторам развития личности относятся:

  • внутренние;
  • внешние;
  • социальные;
  • наследственные.

Внутренние факторы отражают личную активность индивидуума: восприятие окружающего мира, предпочтение в тех или иных сферах (музыка, живопись, литература). К этой категории относится и личностные стремления, а также отношение к порядкам и правилам.

Внешние аспекты охватывают образовательную систему, педагогическое воспитание, влияние семьи и социума.

методы саморазвития

Социальные факторы развития – среда обитания отдельно взятого человека, его окружение и взаимодействие с ними. Важную роль в саморазвитии здесь играет самоидентификация (принадлежность к определенной культуре, профессиональной деятельности или вероисповеданию).

Под наследственными факторами саморазвития, как правило, понимаются задатки, характер или талант, который был передан человеку по его кровному родству. К этой категории относятся и наследственные заболевания или другие физические особенности, которые могут благотворно или негативно влиять на самооценку.

Работа над собой: когда и сколько

Как уже говорили выше, нельзя один день/месяц/год заниматься собственным развитием, этот процесс бесконечен. Мы ежедневно что-то узнаем, изучаем, создаем, под воздействием перечисленных факторов, меняем себя и меняем окружающий нас мир. Что же нужно делать, чтобы новый день оказывал на нас благотворное, а не разрушительное воздействие?

саморазвитие личности как фактор делового успеха

Читаем книги (просмотр социальных сетей – не в счет) каждый день. ТОП книг по саморазвитию поможет раскрыть потенциал и найти свое место в мире. Литература подобного рода – источник знаний, мудрости и опыта, поэтому ее невозможно заменить ТВ-программами или бьюти-заметками.

Изучение иностранных языков – не только позволяет расширить словарный запас, но и узнать об обычаях и традициях других народов, а также может стать мотивацией к путешествиям.

Хобби. Не стоит относиться к хобби, как к занятиям исключительно школьного возраста. Любимое дело, а это обязательное условие, будет увлекать и не позволит скучать. Кроме того, часто именно хобби становится главным делом всей жизни, ведь это увлечение, к которому ведет наше сознание и желание, а не социальные требования.

факторы саморазвития личности - спорт

Спорт. Физическая активность никогда не будет лишней, причем не обязательно это силовые тренировки. Это может быть легкая пробежка или плаванье, они помогут взбодриться, зарядиться энергией и позитивом.

А какие методы саморазвития используете вы?

Источник https://obrazovanie-gid.ru/doklady/idei-samorazvitiya-v-psihologii-doklad.html

Источник https://mentamore.com/samorazvitie/faktoryi-samorazvitiya-lichnosti.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *