Человек как фактор саморазвития личности

Человек как фактор саморазвития личности

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

Научно-практическая конференция «Личность в изменяющейся социальной реальности: общение и со-бытийность»

II Международная научно-практическая конференция «Психология индивидуальных различий: обучение и развитие»

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала»

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В.Ю. Крылова

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Международный съезд психологов в сфере образования

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

  • #специальная психология
  • #саморазвитие

Человечность как фактор саморазвития личности

Автор

/module/item/name

«Человечность как фактор саморазвития личности» — под таким названием в Психологическом институте РАО 4 июня прошел Круглый стол в связи с 60-летием слепоглухого доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова, обладателя многочисленных регалий и наград:

— действительный член Международной академии информатизации при ООН,
— почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете (США),
— ведущий научный сотрудник Лаборатории Психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института гуманитарных технологий Московского Городского психолого-педагогического университета,
— профессор кафедры педагогики Университета Российской академии образования ,
— кавалер медали I степени имени Г.И.Челпанова,
— кавалер почётной золотой медали имени Льва Толстого,
— кавалер памятной медали, посвящённой международному году добровольцев, учреждённому Генеральной Ассамблеей ООН,
— лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина»,
— кавалер Почётного юбилейного (80 лет) знака Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций,
— рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия,
— кавалер ОРДЕНА «БУРАТИНО».

Тема этого Круглого стола не случайна – так называлась докторская диссертация юбиляра, которую он защитил в 1996 году, посвятив ее своей матери — Марии Тихоновне Суворовой.

Этот Круглый стол организовала и вела доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института, руководитель научно-исследовательской группы психологии общения и реабилитации личности Наталия Львовна Карпова.

В составе этой группы до сих пор работает Александр Васильевич, лишенный не только слуха и зрения, но и чувствительности ног. Однако этот многолетний букет болезней не мешает ему жить полнокровной жизнью. Брайлевский органайзер, четырехколесные ходунки, постоянный сопровождающий – Олег Гуров и собственная сила жажды жизни – верные спутники Суворова.

Для столь неординарного события были заказаны два прекрасных переводчика жестового языка Марина Котова (слева) и Инесса Беликова.

Также в переводе помогала кандидат психологических наук Ирина Владимировна Саломатина (справа)…

…и Родион Терехов.

Огромное им всем спасибо от глухих, слабовидящих и слепоглухих участников Круглого стола!

Но самая большая доля адского труда в тот вечер выпала на Олега Гурова, который без перерыва переводил (!) почти четыре часа. Ведущая заседания Стола Наталия Карпова представила Гурова как приемного сына Суворова, назвав его «радостью, опорой и надеждой Александра Васильевича».

Это был не сухой, официальный вечер… Суворов – человек известный в профессорских и университетских кругах, с нетипичной судьбой слепоглухого, а потому …

…и гости приехали самые разные.

Молодые волонтеры из Региональной (Мари Эл) общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия» спели песню «Моя Россия» на жестовом языке. В этой организации Суворов является одним из авторов создания уникальной методики работы с детьми-инвалидами, направленной на совместную деятельность и совместное общение их со здоровыми детьми.

Слева направо: Н.Кисельникова, А.Суворов, О.Гуров, Н.Карпова:

Приветствие выдающегося русского психолога, академика РАО Алексея Александровича Бодалёва зачитала зав. лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИ РАО, к.психол.н. Н.В.Кисельникова:

— И самым главным в этом процессе определения своего места в жизни было то, что Вы, Александр Васильевич, на оптимальном уровне решили для себя, что для Вас самое важное – это найти свое призвание. И оно представляется для Вас в том, чтобы себе самому всеми доступными способами вбирать в свой внутренний мир являющие себя по-разному основные ценности жизни и культуры и затем непременно делать их достоянием, прежде всего, тех, кто по разным причинам лишен этой возможности.

Было зачитано и поздравление от ведущего научного сотрудника Психологического института, доктора психологических наук, действительного члена Международной педагогической академии Виля Эмануиловича Чудновского, где были такие слова:

— Когда думаю о том, что сделал в своей жизни психолог и педагог Суворов, возникает мысль о том, что он проявил не меньше воли, мужества, мудрости, чем его полный тезка – знаменитый полководец. Психолог Суворов стал полководцем судеб многих детей, подростков, взрослых.

После оглашения длинного списка регалий А.В. Суворова заместитель директора Психологического института доктор психологических наук, академик РАО Сергей Борисович Малых отметил:

— Александр Васильевич взял новый рубеж – 60 лет! У него много достижений и наград. И в дальнейшем он будет столь же успешным! Руководство института представило Суворова к Золотой медали Российской академии образования.

Читать статью  Как составить интересный план по саморазвитию для воспитателя

Наталия Карпова в своем выступлении, говоря, что сотрудничает с А.В.Суворовым уже 20 лет, подчеркнула:

— Суворов всегда являл свою высочайшую РАБОТОспособность и работоСПОСОБНОСТЬ. За прошедшие годы Александр Васильевич не утратил ни одного из своих замечательных качеств: он также много работает, отличается большой отзывчивостью ко всем добрым начинаниям и четкой нравственной гражданской позицией, участвуя в комиссиях по образованию при Государственной Думе, встречаясь со студентами и преподавателями многих вузов, социальными работниками и журналистами.

Председатель Московского отделения Российского психологического общества, доктор психологических наук, руководитель группы диагностики творчества, главный научный сотрудник Психологического института Диана Борисовна Богоявленская:

— Я Сашу знаю более 30 лет. Тема его докторской диссертации лично им выстрадана. Московское психологическое общество сделало А.В.Суворова своим Почетным членом.

Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ Дмитрий Алексеевич Леонтьев, руководитель научного издательства «Смысл», в своем выступлении провел глубокий анализ соотношения феноменов увлеченности и вовлеченности в зарубежной и отечественной философии психологии. Он подчеркнул, что только вовлеченность позволяет человеку устанавливать связь между миром, собой и тем, что есть в нем самом. Юбиляр – тому яркий пример.

Студентки факультета дефектологии Марийского государственного педагогического университета зачитали приветствие от руководства факультета и вручили подарки от Регионального отделения Детского ордена милосердия.

Из выступления директора Уральского центра дополнительного образования, профессор, доктор педагогических наук Зинаиды Алексеевны Галагузовой:

— На нашем факультете педагогического образования знают и любят Александра Васильевича. Он читал нам лекции о социальной педагогике. От него впервые узнала о Загорской школе. Я специально прилетела из Екатеринбурга, чтобы лично поздравить юбиляра.

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, создатель «Российского открытого университета», преобразованного позже в «Университет Российской академии образования» Борис Михайлович Бим-Бад:

— Из 60 лет сорок лет я присутствую в судьбе нашего юбиляра. То как преподаватель, то как советник в учебе и творчестве, то как работодатель и издатель, то как помощник в решении житейских проблем. Короче, как старший друг. Сашина мама Мария Тихоновна была удивительной женщиной. Она жалела всех и не умела жалеть себя. Даже не подозревая о том, Мария Тихоновна стала первым и главным учителем Саши, пробудив в нем любовь к книге. Практически непрерывное и интенсивное чтение Саши развило его удивительное языковое чутье. Наряду с ясностью мысли в этом – причина успеха его публицистики.

Никто и никогда не достигал столь высоких результатов в условиях глубокой сенсорной депривации, как Саша Суворов.

Старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат психологических наук, первый директор организации слепоглухих «Ушер-Форум» Ирина Владимировна Саломатина подчеркнула:

— Мария Тихоновна Суворова на уровне материнской интуиции собирала вокруг сына разных замечательных людей, не только тех, кто интересовался слепоглухотой. Она звонила, приглашала, готовила вкусные пельмени и салаты, пела песни. Невозможно было оставаться равнодушной к судьбе ее сына. Она была участницей всех социальных событий. Саша, ты счастлив! Потому что у тебя была такая мама!

Депутат Государственной думы (Совета федерации), заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, Вице-президент Всероссийского общества слепых, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Николаевич Смолин:

— В жизни всегда есть место подвигу! И у меня была такая же мама как у Суворова, которая сделала всё, чтобы человек состоялся в жизни. Воспитание детей — это самая долгосрочная перспектива на всю жизнь. Образование – это не сфера услуг, а область самореализации. Александр Васильевич неоднократно принимал участие в общественном движении и всегда поддерживал нашу позицию, что образование – не сфера обслуживания, а важнейшее государственное дело. Опыт Загорского детского дома – это опыт мирового значения!

Заведующая кафедрой специальной психологии факультета «Клиническая и специальная психопатия» МГППУ, кандидат психологических наук Татьяна Александровна Басилова:

— Я благодарна судьбе, которая более 40 лет назад привела меня в экспериментальную группу слепоглухих, где Саша Суворов и его товарищи готовились к поступлению в вуз, и где я познакомилась не только с ними, но и с их замечательными учителями, которые вскоре стали и моими. Благодаря общению с Александром Ивановичем Мещеряковым, Раисой Афанасьевной Мареевой, Аллой Яковлевной Акшониной, Галиной Васильевной Васиной, Эвальдом Васильевичем Ильенковым, Феликсом Трофимовичем Михайловым, Людмилой Филипповной Обуховой и многими, многими другими. Мы научились шире смотреть на мир, отстаивать свою точку зрения и помогать друг другу в любых обстоятельствах.

Координатор БАНО «Ушер-форум» Елена Сильянова выступила с презентацией на тему «Путь к самореализации слепоглухих через клубы общения»:

— Для тех, кто вдруг лишился возможности видеть и пользоваться слухом, кто лишился привычных мелочей, очень важен пример того, кто, оказавшись в таком же положении, не остановился, а добился успеха. Александр Васильевич для нас пример, чего может добиться слепоглухой человек в формировании нового менталитета.

Постоянный переводчик жестового языка клуба общения слепоглухих на Якиманке Марина Николаевна Котова:

— Первый раз увидела Сашу Суворова по телевизору 35 лет назад. Про него сказали, что он — единственный из слепоглухих, кто прочитал все 3 тома «Капитала» Маркса. Я очень удивилась и запомнила его тогда.

Но, пользуясь возможностью, хочу также обратить вниманием всех на то, что у нас в стране до сих пор не узаконена категория инвалидов слепоглухих – есть только категории глухих и слепых, что не учитывает специфики двойной сенсорной депривации, а это наглядно даже в работе переводчика.

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Елена Львовна Гончарова рассказала о годах общения (1971-1976) на факультете психологии МГУ с четверкой выпускников Загорского детского дома (А.Суворов, Ю.Лернер, С.Сироткин, Н.Корнеева):

— В числе сотрудников лаборатории обучения и воспитания слепоглухих НИИ Дефектологии, которой руководил А.И. Мещеряков, мы с Т.А. Басиловой обеспечивали ребят материалами, напечатанными по Брайлю, сопровождали в Университет, переводили на лекциях и разного рода встречах, помогали каждому из студентов в решении разнообразных житейский проблем. Среди этой четверки Александр был самым молодым. Он порой уходил самостоятельно путешествовать по улицам Москвы, в метро, чем вызывал страх и опасение за его жизнь у старших товарищей. Но время показало, что уже тогда он начал свой эксперимент «слепоглухой в мире зрячеслышащих», который неустанно и успешно продолжает и по сей день, подавая пример жизнестойкости и активного участия в жизни не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем зрячеслышащим.

Читать статью  10 лучших книг по психологии по мнению эксперта

Главный редактор журнала слепоглухих «Ваш собеседник» Наталья Борисовна Кремнева:

— Именно Сашу я считаю моим спасителем. Когда оглохла, было очень трудно, вообще не знала, как общаться. А Суворов тогда занимался, осваивал компьютер в библиотеке слепых. И мы стали там встречаться с ним. Он меня «натаскивал» в дактиле, вообще очень поддержал тогда морально. Говорили много и обо всем. Он просто заряжал своим оптимизмом. Вот наглядный пример активной человечности. В то время еще не было «Ушер-Форума».

Преподаватель Московского Института психоанализа, председатель Координационного Совета профессиональной Гильдии психологов, куратор программы по логотерапии Института Виктора Франкла (Вена. Австрия) Светлана Владимировна Штукарёва преподнесла юбиляру удивительный подарок – выпуклую деревянную картину:

— Эту картину можно пощупать руками, а разные породы дерева, из которых она сделана, пахнут по-разному… Руководство Института психоанализа пригласило Александра Васильевича читать лекции студентам, чему я очень рада.

Другим удивительным подарком стала плетенная корзиночка с ландышами, врученная студентами, в которую юбиляр уткнулся головой, вдыхая аромат цветов.

… О чем говорил сам А.В. Суворов в своем выступлении? О многом…

О превращении бесчеловечности в человечность… О разных видах одиночества… О выдающихся слепоглухих личностях мира Элен Келлер (США) и Ольге Скороходовой (Россия)… И интересен был такой его ответ:

— Журналисты мне часто задают глупый вопрос: Какая у меня любимая книга? Я – книгоголик, библиофил. Читаю по 24 часа… Но могу сказать, какая самая добрая книга в моей жизни — А.И.Мещеряков «Слепоглухие дети».

Этим большим янтарным «Орденом Буратино» Александр Васильевич Суворов удостоен за педагогическую доброту к детям. Свою специализацию по диплому МГУ «детская психология, преподаватель детской психологии», полученного в 1976 году, Александр Васильевич Суворов полностью оправдал в течение своей жизни, посвятив ее Загорскому дому слепоглухих детей.

Текст и фото: Александры Базоевой, корреспондента газеты «Мир глухих», члена Союза журналистов Москвы.

Опубликовано 18 июня 2013

Автор

Суворов Александр Васильевич

доктор психологических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Научный руководитель Регионального Детского ордена милосердия. Почетный член Московского психологического общества. Президент Сообщества семей слепоглухих.
Москва

Саморазвитие личности

Базовые социальные группы (детский сад, школа, институт) научили нас взаимодействовать с другими людьми, понимать их мотивы, использовать свои навыки и знания, понимать себя и свои желания. После «обязательной» программы и получения государственного образования, многие люди продолжают учиться и совершенствоваться. Некоторые испытывают потребность в самореализации и саморазвитии всю жизнь — заканчивая одно обучение, они начинают другое, освоив одну профессию, они стремятся реализоваться в другой. Стремление раскрыть свой потенциал, максимально познать себя, быть полезным и нужным обществу становиться для таких людей главной целью в жизни — целью саморазвития. В этой статье мы поговорим о том, что такое стремление к самосовершенствованию, почему оно возникает, почему человек останавливается в процессе саморазвития личности и как заставить себя начать саморазвиваться.

Саморазвитие личности

  1. Что такое самосовершенствование личности
  2. Что дает постоянное саморазвитие
  3. Почему человек перестает заниматься саморазвитием
  4. Этапы саморазвития
  5. Частые вопросы
  6. Заключение эксперта

Что такое самосовершенствование личности

В психологии процесс самосовершенствования можно назвать одной из базовых потребностей человека. Но эта потребность проявляется только после того, как человек «закрыл» основные личностные потребности: в еде, сне, безопасности, общении и т.д.

Самосовершенствоваться — значит находить пути и возможности для реализации своего потенциала, «строить» себя как личность, проявлять себя в общении, понимании окружающих процессов, понимать свои желания, потребности, формировать свои цели и идти к их реализации.

Саморазвитие человека можно разделить на несколько направлений:

Включает в себя развитие физической выносливости, силы, мышечной массы, уменьшение жира и пр.

Цель физиологического развития человека— улучшение всех процессов и систем в организме — сердечно-сосудистой, нервной, репродуктивной и т.д.

Самосовершенствование человека в сфере развития эмоций, ощущений, чувств и пр.

Совершенствование навыков и умений работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, избегать конфликтов и т.д.

Главные шаги в этом направлении —- познать себя, найти смысл жизни, обрести главную цель, определиться, как вы будете саморазвиваться по нравственному и моральному пути

Возможность изучать новую информацию, повышать свои знания, расширять кругозор, развивать себя другими интеллектуальными методами.

В качестве примера саморазвития можно привести такие виды деятельности, как получение дополнительного образования, прохождение курсов профессиональной переподготовки,

Что дает постоянное саморазвитие

Все люди от природы имеют «набор» психических чувств и процессов, таких как мышление, внимание, воображение, ощущение, память и др. Но каждый из нас формирует познание и совершенствует те или иные качества исходя из личного опыта, внешних обстоятельств, личных умений и навыков.

Самосовершенствование с точки зрения психологии дает нам возможность приспособиться и адаптироваться к новым обстоятельствам, комфортно себя ощущать при смене психологических ролей, понимать свою мотивацию, уметь анализировать события и явления, а также возможность преодолевать трудности.

Принцип саморазвития заключается в осознанности, умении воспринимать информацию, запоминать и анализировать ее, совершенствовать свои навыки и умения, в умении ставить перед собой цели и достигать их, брать на себя ответственность и понимать результат своих поступков.

Важно! Каждый человек проявляет стремление к саморазвитию в разных направлениях — кому-то важнее совершенствоваться в сфере межличностных отношений, а кто-то нацелен на профессиональное саморазвитие.

Почему человек перестает заниматься саморазвитием

Причин, по которым человек перестает развиваться, «замирает» и осознанно выбирает остановиться, много. Приведем лишь несколько из них. Чаще всего в качестве преграды выступает:

  1. Страх неудачи. Нами движет боязнь того, что достигнуть желаемого не получится. Поэтому психика заранее выбирает отказ, потому что так легче. Работает негативная установка «Зачем что-то делать, ведь все равно не получится».
  2. Незнание дальнейших действий. Зачастую мы не можем достичь цели, потому что не знаем, что будем делать дальше. Предположим, что цель достигнута, а что дальше — неизвестность? Неизвестность пугает, поэтому цель все время будет недостижима.
  3. Страх перемен. Для подсознания и психики перемены — это всегда стресс. Мозг всеми силами «говорит» нам оставаться на месте и довольствоваться тем, что мы имеем.
  4. Низкая самооценка. Неуверенность в себе мешает саморазвитию. Если мы не знаем себя, свои навыки, свои способности, свой потенциал, то мы не сможем двигаться вперед.
  5. Негативный прошлый опыт. Никто не застрахован от ошибок и неудач. Но не все люди умеют извлекать из ошибок пользу, анализировать действия и составлять запасной план.
  6. Внешнее влияние. В это понятие входит влияние близкого окружения (родители, семья, друзья и т.д.) и влияние социальных сетей, телевидения, СМИ и пр.
Читать статью  Самообразование: как воспитателю оставаться в курсе тенденций развития педагогики

Анна обратилась к психологу, чтобы понять путь своего дальнейшего развития, найти глобальную цель в жизни и научится техникам самосовершенствования. В ходе беседы со специалистом выяснилось, что Анна с подросткового возраста имела негативную установку, что в ее неудачах виноваты другие люди и внешние обстоятельства, она избрала для себя позицию жертвы и не могла взять на себя ответственность за свои поступки.

Этапы саморазвития

Как мы уже сказали выше, наша психика с трудом «принимает» различные изменения — у многих людей процесс адаптации вызывает стресс, негативные эмоции и даже физический дискомфорт (головную боль, повышение пульса и давления, трудности с дыханием и пр). Но чтобы двигаться вперед, нужно преодолеть этот этап дискомфорта, поверить в собственные силы, перебороть свою лень и перестать искать отговорки.

Ниже мы приведем действия, которые составляют основу процесса самосовершенствования:

1. Поймите и осознайте необходимость перемен. Очень часто люди бывают неудовлетворены собственной жизнью, но продолжают жить «по накатанной». Занятие не «своим» делом, ощущение себя не на «месте», скука, рутина, апатия — сигналы к тому, что вам нужны перемены и вы должны начать самосовершенствоваться.

2. Проанализируйте свои недостатки и оцените достоинства. Это нужно для того, чтобы определить направления саморазвития. Если вас не устраивает какая-либо сфера жизни, то именно ее и нужно менять.

3. Поставьте цель, составьте план и обозначьте сроки. Разбейте цели на задачи (промежуточные этапы), составьте план на квартал, месяц и неделю. Не взваливайте на себя все сразу, распишите маленькие шаги, которые легко будет выполнить.

«Понимание того, чего вы хотите достичь, каких показателей добиться, какую сферу «прокачать» — важный этап в саморазвитии. Это главный ориентир для формирования желаемой цели.»

4. Уделяйте внимание финансовой грамотности. Саморазвитие требует дополнительных финансовых вложений (особенно это касается получения образования и дополнительного обучения). Если вы умеете грамотно распоряжаться своими деньгами, то вы можете оценить свои ресурсы (включая время и деньги), а от этого зависит адекватная постановка цели.

5. Поддерживайте свое здоровье. Если ваше здоровье оставляет «желать лучшего», то вам будет трудно заниматься саморазвитием. Следите за питанием, сном, проводите профилактику болезней, занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.

6. Найдите новое хобби — оно поможет вам испытать забытые эмоции радости, удовлетворения, повысить собственную значимость, придаст силы.

7. Не забывайте про правильный отдых. Если вы поставили себе глобальные цели по саморазвитию, то не стремитесь их покорить в минимальный срок. Так у вас быстро наступит выгорание. Отдыхайте еще до того, как почувствуете сильную усталость и истощение.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не знаете с чего начать процесс самосовершенствования, сомневаетесь в выбранной цели, испытываете страх и неуверенность. Наши психологи в телефонном разговоре помогут вам понять ваши истинные желания, определить направления развития, составят план и порядок действий. Получить консультацию вы можете в любое удобное для вас время.

Частые вопросы

Саморазвитие человека — это только духовная практика?

Нет, человек может развиваться в любых направлениях и областях. Кто-то хочет улучшить отношения с окружающими, поэтому самосовершенствуется в социальной сфере, кто-то хочет построить крепкие отношения, поэтому он изучает сферу личных и любовных отношений.

Какие есть способы саморазвития?

Помимо обучающих программ, курсов, тренингов, индивидуальных и групповых занятий вы можете использовать и другие способы саморазвития, например, расширять свои социальные связи и перенимать положительный опыт других людей, изучать профессиональную литературу и другие достоверные источники информации, использовать различные самоучители, проходить тесты и пр.

Зависит ли личностный рост от окружения?

Да, безусловно. Если окружающие вас люди заставляют вас чувствовать неуверенность, страх, сомнение, то вы не сможете развиваться, а, наоборот, вы будете деградировать. Если вы получаете такие деструктивные эмоции, то вам для собственного роста нужно сменить окружение. Общайтесь с теми людьми, которые поддерживают вас и сами нацелены на саморазвитие.

Как наглядно определить направление для саморазвития?

Есть одно хорошее упражнение — на листе бумаги в левой колонке выпишите все, что вас не устраивает в жизни, а в правой — те же самые сферы, но только так, как вам бы хотелось это видеть. Так у вас будет наглядная картина, что нужно изменить и какой результат должен получиться.

Заключение эксперта

Саморазвитие человека – это осознанная работа над собой, развитие определенных качеств, навыков, умений, понимание своего характера, личностных качеств, постановка и достижение определенных целей. Стремление к саморазвитию дано нам с детства и всю жизнь мы развиваемся, улучшаем себя, видоизменяем свое отношение к происходящему, становимся мудрее, успешнее, сильнее. Наши цели могут меняться — это нормально. Уметь анализировать, принимать решения, корректировать цель — это важный навык, который позволяет нам идти дальше, а не «откатываться» назад.

Публикуем только проверенную информацию

Источник https://psy.su/feed/3315/

Источник https://teledoctor24.ru/article/400-6-samorazvitie-lichnosti/

Источник