Что делать, если заканчивается топливо
Многие водители начинают нервничать, когда бензина в баке меньше четверти объема.
Другие не видят ничего критичного, даже если уже давно горит контрольная лампа «резерв топлива», а запас хода на бортовом компьютере равен нулю. Прямых запретов так делать в инструкции к автомобилю обычно нет. Более того, несмотря на все предупреждения машины, бензин сразу не заканчивается. Почему так происходит и вредно ли ездить на «пустом» баке, расскажу в этой статье.
Вы узнаете
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности. Детали — в политике конфиденциальности
Как понять, что топливо заканчивается
По индикации на панели приборов. Этот совет мог бы быть бесполезным: обычно водители знают, как работает датчик топлива и что он показывает. Но когда стрелка опустилась ниже самого последнего деления в красной зоне, машина не глохнет сразу же , а значит, в баке все еще есть топливо. Инструкция к автомобилю помогает не всегда, часто в них пишут общие фразы вроде «загорелась контрольная лампа — заправьтесь».
Даже при горящей контрольной лампе в топливном баке остается около 10% топлива. В зависимости от марки машины, года выпуска и объема бака это количество может незначительно меняться. Топливный насос расположен в нижней точке и может выкачивать топливо до полного опустошения бака.
У БМВ 3 2006 года в инструкции обозначен резерв топлива в литрах: 12% объема бака для бензинового мотора и почти 11% для дизельного
Но у более современного БМВ X5 2013 года нет ничего про резерв топлива. Есть только предостерегающие указания
По запасу хода. Бортовой компьютер автомобиля показывает не только расход топлива. Также в большинстве автомобилей он считает количество километров, которые можно проехать до пустого бака. С контрольной лампой «резерв топлива» это связано не напрямую: обычно лампа загорается при запасе хода в 40—60 км . Данные по запасу хода не очень точные. В городском режиме можно увидеть запас хода 50 км , проехать 15 км и увидеть «—-» или 0 на экране. При этом машина продолжит движение, а в баке все еще будет немного топлива.
При нулевом запасе хода в баке уже меньше бензина, чем в момент, когда загорается контрольная лампа. Тем не менее его хватит на 30—50 км в спокойном режиме. Дело в том, что производители стараются сделать машины более удобными и безопасными для водителей. А еще это погрешность датчика уровня топлива. Обычно это в буквальном смысле поплавок, а такая конструкция не позволяет точно измерить уровень топлива.
Контрольная лампа и запас хода в 52 км приборной панели Киа призывают водителя искать АЗС. На самом деле проехать можно около 90 км
По поведению машины. Некоторые автомобили — чаще дизельные — ограничивают мощность двигателя при небольшом остатке горючего в баке. Это может происходить само по себе, и бортовой компьютер не предупреждает водителя. Машина будет медленно разгоняться и вяло реагировать на газ, но при этом продолжит ехать, пока не кончится топливо.
Понять, что бензина очень мало, можно по подергиваниям при движении: топливо будет поступать в двигатель с перебоями. Также есть шанс заглохнуть при повороте или подъеме. Топливо временно отольет от насоса, и машина будет трястись или даже заглохнет. Если ехать прямо и по ровной дороге, этого не произойдет.
Такие симптомы могут быть и при неисправности топливной системы, насосы и датчики периодически выходят из строя. Лучше не откладывать поездку в автосервис. Но сначала — на заправку.
Когда лучше заправлять автомобиль
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Зато есть несколько мифов, очень популярных среди автолюбителей. Вот некоторые из них.
Если топливный бак постоянно пустой — он ржавеет. Это справедливо только для автомобилей с железными топливными баками, но таких очень мало. Обычно это старые модели, с начала нулевых баки делают из пластика. Есть в таком баке топливо или нет — никакой разницы.
Когда топлива мало, насос собирает всю грязь со дна бака. Место установки насоса и способ доставки топлива к нему не зависит от количества топлива в баке, он жестко закреплен в нем. К тому же топливо не попадает в насос без очистки, обычно оно проходит через мелкую сетку или даже небольшой фильтр, похожий на чайный пакетик.
Как правило, у автомобилей есть и большой топливный фильтр, который нужно периодически менять, но бывают модели и без него. В любом случае от езды на пустом баке в насос не попадет больше грязи.
На стенках бака может образовываться конденсат: так в топливо попадет вода. С точки зрения физики это действительно так. Но чтобы образовался конденсат, нужна разница температур внутри и снаружи бака. В реальных условиях практически невозможно получить на стенках бака столько воды, чтобы это отразилось на поведении автомобиля. Все истории про замерзшее дизельное топливо не связаны с конденсатом: проблема в качестве горючего.
А вот эти мифы могут быть правдой, но это не точно.
Когда топлива мало, насос в баке перегревается. Считается, что он работает лучше, когда погружен в топливо, так насос лучше охлаждается. Но нет статистики по отказам топливных насосов в зависимости от привычки водителя заправляться, когда бак почти пустой. Автопроизводители тоже не дают таких рекомендаций.
Косвенно этот миф подтверждает только поведение машины при поломке насоса в баке. Если при полном баке машина глохнет, но через 20—30 минут стоянки ее можно завести и поехать, значит, насос пора поменять.
Езда с полупустым или даже почти пустым баком безвредна для автомобиля. Документальных подтверждений или исследований обратному нет. Но и практического смысла в этом тоже нет, равно как и какой-то экономии: расход топлива не зависит от его количества в баке.
При длительных поездках и в путешествиях старайтесь заранее продумать места для заправки. Лучше сделать лишнюю остановку на фирменной АЗС, чем израсходовать все топливо и вынужденно заезжать на «контейнерную» заправку в какой-то глуши. Взять с собой 5—10 литров топлива в канистре — хорошая идея, но только если канистра герметично закрывается. Пары бензина в салоне гарантируют как минимум головную боль.
Купить канистру для бензина можно в обычном гипермаркете. На фото — ассортимент канистр в магазине «Окей» в Санкт-Петербурге
Как ехать, если топлива очень мало
Предположим, вам нужно обязательно доехать до заправки. Контрольная лампа уже загорелась, запас хода почти исчерпан, а впереди еще 30 км пути. Самое время максимально экономить.
Выключите все лишние потребители энергии. Временно откажитесь от кондиционера, печки, громкой музыки и подогрева сидений. Мощные электропотребители незначительно увеличивают расход топлива.
Ведите машину как можно плавнее. Не делайте резких поворотов, избегайте активных ускорений и торможений.
Двигайтесь в правой полосе. Так вы не будете мешать другим участникам движения, даже если машина заглохнет. И проще безопасно съехать на обочину или какую-то прилегающую территорию.
Выберите оптимальную скорость. При движении по трассе медленно разгонитесь до 80—90 км/ч и поддерживайте этот режим. Обычно машины потребляют минимум топлива именно при такой скорости.
Что делать, если топливо в баке закончилось
Помнить о своей безопасности. Не стойте на проезжей части. Включите аварийную сигнализацию. Если вы остановились на трассе, автомагистрали или крупном проспекте, установите знак аварийной остановки. Если есть дорожное ограждение или отбойник, лучше ожидать помощь за ним, даже если придется перелезать и вы испачкаете одежду.
Не оставлять ключи в машине. С пустым баком ее вряд ли угонят, а вот захлопнуть дверь можно элементарно. Будет на одну проблему больше.
Узнать, поможет ли вам заправка. В случае с некоторыми автомобилями недостаточно просто залить топливо в пустой бак. Это может быть особенностью топливной системы или связано со специальной программой управления двигателем. Может потребоваться подкачка топлива вручную, но не все автомобили штатно оборудованы приспособлениями для этого. Попробуйте погуглить такие же случаи для вашей марки и модели или позвоните в специализированный сервис.
Дальше у вас есть выбор: доставить топливо к машине или машину к топливу. Вот какие есть варианты.
Попросить привезти топливо. Это может быть служба технической помощи, друг с канистрой, таксист или сервис доставки бензина. Все зависит от места и конкретной ситуации. Например, летом в городе можно подождать автомобиль-заправщик, если машину удалось нормально припарковать. Вы купите бензин по цене сетевой АЗС и не переплатите. А на пригородной трассе в мороз придется выбирать самый быстрый способ: служба помощи на дорогах может привезти десять литров топлива за 3000 ₽ и больше.
На платных трассах, например на ЗСД в Санкт-Петербурге и на трассе М11 в Москве, можно вызвать местную техническую службу. С бензином на ЗСД не помогут, но установят ограждения: так вашу машину на обочине будут лучше видеть. Зато на М11 техническая служба подвезет до заправки и обратно, а еще даст канистру. Это бесплатно.
Попросить помощи у проезжающих мимо автомобилистов. Вас могут подвезти до ближайшей заправки и обратно, но это уже будут две разные попутные машины. Ловить машину важно аккуратно, желательно надеть специальный светоотражающий жилет.
Вызвать эвакуатор. Для исправного автомобиля такой шаг может показаться нелогичным, но в определенных условиях это единственный выход. Например, на загородной трассе эвакуатор может оказаться быстрее техпомощи. Также важно, что машину на эвакуаторе нужно везти не в город, а до ближайшей АЗС. Это может быть еще и дешевле.
Отбуксировать автомобиль до заправки. Как правильно это сделать, мы уже писали в отдельной статье. Помните, что с пустым баком вы будете буксировать автомобиль без гидроусилителя и без вакуумного усилителя тормозов.
Если заправка рядом, а движение на дороге не очень оживленное, автомобиль можно попробовать дотолкать. Но в одиночку справиться даже со средним седаном будет сложно, это больше подходит для очень маленьких авто. Возможно, потребуются помощники. Фото: Stefano Chiacchiarini ’74 / Shutterstock
Самостоятельно привезти топливо. Вы можете вызвать обычное такси, воспользоваться каршерингом или попросить друзей. Канистры продают на всех заправках, а значит, нужно просто туда доехать.
Общественный транспорт вам не подойдет: в нем запрещено перевозить легковоспламеняющиеся предметы и горючие материалы. Не пытайтесь сэкономить и купить бензин в канистру от питьевой воды, на заправке не отпустят топливо в такую тару.
Канистры для бензина комплектуют специальной трубкой. С ее помощью легко не пролить бензин, а также нажать на специальный клапан в горловине бензобака. Без этого залить бензин не получится. Фото: Monika Wisniewska / Shutterstock
Запомнить
- Топливо не закончится сразу после появления на табло контрольной лампы. И даже после надписи «запас хода 0 км » на экране бортового компьютера можно будет проехать еще 20—30 км , а в некоторых случаях и 100 км . Все зависит от модели машины.
- Нет прямых доказательств, что ездить с малым количеством топлива вредно. Но лучше так не делать.
- Если вы все же обсохли и не можете ехать дальше — помните о безопасности и не ходите по проезжей части.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Обложка — sf1nks / iStock
Константин Ищенко
А у вас заканчивался бензин посреди дороги? Расскажите, как вы справились с этой проблемой:
Антиконсьюмерист,
1 — хватит на 2 дня.
2 — хватит на месяц
2002 год. Восточный Казахстан. Я, будучи студенткой, возвращаюсь после каникул в город на учебу. Ехать 500 км. Мне повезло, попутно направлялся на машине родственник со своей бригадой по работе, и взяли меня, так сказать, «догрузом».
Ехали бодро и быстро. И когда до города оставалось всего-то 25 км, у нас закончился бензин. Вокруг степь, до заправки километров 10. Ещё и ночь на носу.
Вышли из машины просить помощи. Голосовала я, но проезжающие водители, едва завидев моих попутчиков-мужчин, сразу давали газу. Так мы простояли с полчаса точно. И уже стали подмерзать. Тут я заметила большую фуру и в отчаянной попытке махнула рукой.
К моему удивлению, водитель затормозил. А следом остановился микроавтобус, из которого вылезли бравые молодцы с автоматами наперевес и направились к нам.
Выяснилось, что охрана сопровождает какой-то груз в Астану. Вооружены они были до зубов, потому и тормознуть не побоялись. Если что, пристрелили бы, всего-то делов )))
Все закончилось хорошо. Фура дотянула нас до заправки, оруженосцы сопроводили ))) Ещё и счастливого пути пожелали.
Забавная вышла история. До сих вспоминаю с улыбкой, хотя тогда было не до смеха.
Что будет если… внезапно закончился бензин
Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что делать водителю, у которого внезапно закончилось топливо.
Тема могла бы показаться простой, ведь, кажется — что здесь сложного — остановить попутку и попросить чуток бензина.
На самом деле — все гораздо сложнее. Кроме того, что современные водители редко возят с собой канистры с топливом, слить бензин из бака попутки скорее всего не получится!
А не получится потому, что:
- конфигурации бензобаков и топливной системы в современных авто достаточно сложные;
- в современных авто у горловины бензобака стоит сетка, не пропускающая мусор в бак. Эта же сетка не дает возможности добраться шлангом до топлива.
Итак, если закончился бензин, у водителя будет несколько вариантов:
- попытаться остановить авто очень старой конструкции;
- все-таки попытаться слить бензин у добросердечных попутчиков;
- заправиться подручными жидкостями;
- попросится на буксир;
- ехать за топливом на попутке.
Останавливаем Жигули
В конструкции старых моделей автомобилей (Жигули, etc) — не предусмотрены ни какие защитные устройства по пути к топливу.
Поэтому, имея под рукой шланг (который, кстати, не входит в стандартную комплектацию автомобиля, и его еще нужно будет поискать), вполне можно слить бензин из бензобака.
При этом сливать нужно в специальную емкость, потому как, переливая из бензобака в бензобак, не удастся достичь разницы уровня, необходимой для перетекания топлива. Да и оценить количество перекачанного топлива — проблематично.
Плюсы метода
Минимальные трудозатраты
Минусы метода
Вероятно, ожидать попутку с бензобаком необходимой конструкции придется долго.
Требуется шланг и емкость для топлива.
Велика вероятность, что авто питается бензином А80, в лучшем случае — А92.
Сливаем бензин у иномарки
Как уже говорилось, у заливной горловины бака современных авто расположена сетка, не позволяющая шлангу достичь топлива. Тем не менее, есть «обходные маневры».
1. Шлангом. Запорная сетка имеет отверстия около 4-6 мм диаметром. Если диаметр 4 мм — см. следующий пункт. А если 6 мм, то шланг диаметром 5-6 мм вполне через него проходит. Для того чтобы добраться до топлива потребуется шланг длиной около 3 м (горловина бензобака может оказаться неожиданно длинной) и немалая толика удачи.
Плюсы метода
Слить топливо с современных иномарок все-таки можно.
Минусы метода
Далеко не на всех авто применим этот метод, и спрогнозировать результат попытки невозможно.
Требуется специальный шланг и емкость для топлива.
2. Бензонасосом. У многих автомобилей под задним сиденьем расположен бензонасос. И технология следующая: снимаем задние сиденья, откручиваем гайку топливного насоса и снимаем его, качаем топливо прямо из топливопровода.
Как вариант: можно отсоединить шланг от рампы, закоротить реле бензонасоса, подставить емкость и включить зажигание.
Варианты с разрезанием топливопровода у «донора» рассматривать нет смысла — на это уж точно никто не согласится.
Плюсы метода
Плюс — тот же, что и у предыдущего маневра: слить топливо с современных иномарок все-таки можно.
Минусы метода
Вряд ли кто-либо согласится на такое издевательство над своим автомобилем.
Требуются слесарные навыки.
Заправляемся подручными жидкостями
Все слышали о биотопливе (а мы — рассказывали в материале «Будут ли наши авто ездить на биотопливе»).
И, прямо скажем, на биоэтаноле (а это смесь бензина и 30-40% биоэтанола или, иными словами, — спирта) автомобиль может проехать некоторое расстояние даже без перенастройки блока управления двигателем.
Но, так как бензина в баке уже нет, — в любом придорожном кафе или киоске можно отыскать различные виды этанола. Конечно же, это один из крайних и экстремальных для двигателя вариантов.
Лучше всего будет использовать чистый спирт, на втором месте — виски и самогон, на третьем — водка. От качества горючего и количества в нем примесей будет зависеть то, как двигатель переживет подобную заправку, но несколько километров преодолеть удастся.
Плюсы метода
Доступность и распространенность различных видов этанола.
Можно преодолеть 10-20 км.
Минусы метода
Метод не применим для дизельных автомобилей.
Применение метода чревато последующей промывкой всей топливной системы.
Просимся на буксир
Тонкости буксировки мы рассмотрели в материале «Как правильно буксировать авто».
Обратите внимание, что автомобили с автоматической коробкой переключения передач, буксировать не рекомендуется (редкие исключения — отражены в сервисной книжке).
Для буксировки авто с АКПП следует применять, как минимум, частичную погрузку ведущей оси. В безвыходной ситуации, — для того, чтобы уменьшить разрушительные последствия для коробки, — переключите селектор в нейтральное положение, а передвигаться можно на скорости не более 30 км/ч на расстояние не более 40 км.
Автомобили с вариатором буксировать вообще нельзя — только при частичной или полной погрузке. Поэтому придется вызывать эвакуатор.
Плюсы метода
Минимальные трудозатраты
Минусы метода
Может нанести вред АКПП или вариатору.
Эвакуатор вызывать — дорого.
Едем за топливом на попутке
Пожалуй, лучший вариант в том случае, если слить бензин не удалось, а машина с «автоматом»: ловим попутку и едем до ближайшей заправки, заливаем топливо в канистру и на другой попутке (или на той же, если удастся договориться) едем обратно.
Сложность заключается даже не в том, что, например, ночью, «ловить» машину будет весьма затруднительно, а в том, что для того чтобы на заправке налили топливо — нужна канистра. При чем канистра именно для топлива, и желательно — металлическая. Работники АЗС могут проявить принципиальность (которая абсолютно оправдана техникой безопасности), и отказаться наливать бензин в подручные емкости.
В то же время, в магазинчике при заправке (конечно, если он есть) почти всегда можно найти необходимую тару.
Плюсы метода
В бак будет залито именно то топливо, которое требуется автомобилю.
Минусы метода
Не известно — на каком расстоянии находится ближайшая заправка.
Придется искать подходящую канистру.
Итог
Следует внимательно рассчитывать и обращать внимание в том числе и на уровень топлива.
Людям, склонным к забывчивости и невнимательности, посоветуем постоянно возить с собой канистру топлива или шланг толщиной 6 мм и длиной 3 м, а также набор инструментов.
Лучший же метод выходить из сложных ситуаций — это не попадать в них. Чего вам и желаем!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/pustoj-bak/
Источник https://4kolesa.mirtesen.ru/blog/43756707054/CHto-budet-esli%E2%80%A6-vnezapno-zakonchilsya-benzin
Источник