Как управлять автомобилем с коробкой автомат: особенности эксплуатации машины с АКПП

Содержание

Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Торможение двигателем на автомате позволяет плавно снизить скорость за счет использования трансмиссии с одновременным снижением нагрузки на колесные механизмы. Основные рекомендации по правильному управлению автомобилем перечислены в инструкции по эксплуатации. Водителю следует изучить документацию, поскольку при неправильных действиях существует риск поломки гидротрансформатора и автомата.

Когда следует использовать метод торможения двигателем

Торможение двигателем при установке на автомобиле автомата используется в случаях:

  1. Движения на длинных спусках. При использовании штатных тормозов возможен перегрев дисков (барабанов) и колодок с падением эффективности работы. Включение пониженной ступени и мотора позволяет снять часть нагрузки и снизить риск отказа штатных тормозов.
  2. Плавного снижения скорости при движении в городе или на трассе. Для начала торможения достаточно снять ногу с педали акселератора или снизить усилие нажатия. При необходимости можно воспользоваться колесными механизмами (например, для быстрой остановки на светофоре или при обнаружении препятствия на дороге).
  3. Движения по шоссе со скользким покрытием. При воздействии на тормоз возможна блокировка колес и занос (замечание касается автомобилей с отсутствующей, неисправной или отключенной системой ABS). Режим торможения двигателем на автомате позволяет сохранить управляемость машины, но для эффективного снижения скорости используют комбинированный метод – плавно воздействуют на педаль тормоза при отпущенном акселераторе.

Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Как происходит торможение машины двигателем

Замедление любого транспортного средства разделяют на виды:

  1. Экстренное или аварийное, необходимое для максимально быстрой остановки машины на автомате (например, для предотвращения ДТП). Ускорение при снижении скорости доходит до 9 м/с². Для остановки используются колесные тормозные механизмы.
  2. Служебное или нормальное торможение, используемое при нормальных условиях движения (ускорение до 3 м/с²). Если конечная скорость равна нулю, то торможение считают полным, в противном случае режим обозначают как частичное замедление. Для остановки используются колесные механизмы. Существует комбинированный способ с торможением двигателем.

При отпущенной педали акселератора и закрытой дроссельной заслонке (точнее – установленной в положение холостого хода) двигатель создает нагрузку, которая позволяет плавно снижать скорость на автомате. Уменьшение подачи топлива приводит к падению энергии, выделяемой при сгорании смеси в цилиндрах.

Инерционный момент от движущегося автомобиля передается через колеса и автомат к силовому агрегату. Интенсивность торможения зависит от скорости движения, веса машины, состояния и рабочего объема цилиндров двигателя.

Это значит, что силы инерции расходуются на прокручивание гидротрансформатора и коленчатого вала мотора в обратной последовательности. Гашение инерции и скорости происходит за счет сил трения и нагрузки, возникающей при сжатии воздуха в цилиндрах.

Эффективность торможения двигателем зависит от передаточного отношения – т. е. от включенной передачи в автомате или ином агрегате трансмиссии.

Селектор АКПП

Увеличение ресурса тормозной системы

Торможение двигателем на автомате позволяет снизить интенсивность использования штатных механизмов. В результате снижается интенсивность истирания колодок, дисков или барабанов.

Водители, придерживающиеся спокойного стиля езды, меняют детали тормозной системы в 2-3 раза реже, чем сторонники агрессивной манеры управления с резкими разгонами и торможениями.

Снижение опасности заноса на скользком покрытии

Торможение двигателем на автомате позволяет сохранить контакт между вращающимися колесами и скользкой поверхностью. При резком воздействии на тормоз при движении по льду возможен занос автомобиля.

Система ABS с электронным балансом тормозов предотвращает блокировку колес, установка системы стабилизации траектории ESP снижает вероятность заноса. Но при движении по скользкой дороге важно аккуратно пользоваться тормозами и не совершать резких маневров рулем.

Антиблокировочная система (abs) Система ABS с электронным балансом тормозов

Возможность длительного торможения

При эксплуатации машины с автоматом по горным дорогам возрастает нагрузка на тормозные механизмы, что приводит к сокращению эффективности работы. В отдельных случаях возможно разрушение колодок от влияния высокой температуры или вскипания тормозной жидкости.

Использование тормозного момента от двигателя снижает нагрузку на штатные тормоза и сокращает риск перегрева и отказа механизмов.

Возможность экстренной остановки

Торможение двигателем на автомате не позволит остановить автомобиль в чрезвычайной ситуации. Попытка включить первую или вторую передачу в механической трансмиссии при большой скорости движения приведет к повреждению коробки и двигателя с непредсказуемыми последствиями.

В автомате принудительно включить низкую ступень не получится, поскольку электроника отслеживает скорость автомобиля и частоту вращения коленчатого вала.

Охлаждение мотора

Перекрытие подачи топлива в режиме торможения двигателем способствует снижению температуры антифриза. Эффект заметен при длительном движении на спуске в морозную погоду. Но при обнаружении проблем с охлаждением двигателя на автомате необходимо устранить неисправности, а не пытаться их обойти.

Гидротрансформатор 6HP26

Риск собрать паровозик

При нормальном торможении на автомобиле с автоматом включаются предупредительные сигналы. В теории при снижении скорости двигателем возможно столкновение с попутным транспортом. Но эффективность торможения мотором в несколько раз ниже, чем при использовании колесных механизмов.

Читать статью  Самые надежные АКПП: рейтинг лучших «автоматов» в истории

Поэтому шанс попутного столкновения невелик (за исключением ситуаций с плотным движением автомобилей в колонне по скользкой дороге, что уже является нарушением ПДД).

Вероятность заноса

При переходе на пониженную передачу возрастает тормозной момент. При движении по обледеневшей или покрытой жидкой грязью дороге возможна блокировка колес (сила сцепления шин с дорогой недостаточна для прокручивания валов трансмиссии и мотора). В этом случае возможен занос. Эффект заметен на автомобилях с автоматом с задними ведущими колесами.

Привод ГРМ АКПП Ауди

Повышенная нагрузка на уплотнения

Еще одной легендой является увеличение нагрузки на маслосъемные колпачки клапанов. Адепты такой версии указывают на якобы увеличенное разрежение во впуске при высокой частоте вращения. Однако точно такая же ситуация происходит и при нормальной работе мотора. Проблема может возникнуть при чрезмерном росте оборотов, но в этой ситуации двигатель выйдет из строя по другим причинам.

Таким же мифом является и увеличение нагрузки на систему отвода картерных газов. Да, рост оборотов влечет за собой повышенный поток воздуха, проходящий через впускной коллектор и фильтр. Но аналогичная ситуация складывается и при работе двигателя под нагрузкой.

Никаких дополнительных проблем с уплотнителями режим торможения не несет. Сложности возможны в случае, когда мотор находится в предаварийном состоянии.

Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Как тормозить мотором на АКПП

Алгоритм торможения двигателем на автомате зависит от конструкции коробки. Водителю необходимо учитывать особенности трансмиссии, а также изучить заводскую инструкцию, в которой указано, как правильно тормозить мотором без риска поломки узлов автомобиля. В большинстве случаев производители рекомендуют полагаться на электронику автомата, которая определяет моменты переключения.

На старых автомобилях необходимо учитывать нюансы конструкции коробки. Например, на 4-ступенчатых АКПП имеется кнопка управления режимом овердрайв, расположенная на рукоятке селектора или панели приборов.

Клавиша позволяет принудительно отключить 4 скорость и ездить в городе с сохранением хорошей динамики. Также в автоматах старого типа есть режимы ограничения количества передач, указанные на селекторе цифрами и буквами.

Педаль тормоза и газа

На вариаторе

Если на автомобиле установлен бесступенчатый вариатор, то он поддерживает торможение мотором. При закрытии дроссельной заслонки до положения, соответствующего холостому ходу, прекращается подача топлива. Тормозной момент от двигателя передается через конические шкивы и ремень. Коробка автоматически меняет передаточное отношение.

Режимы вариатора

В гололед

При движении по скользкой дороге необходимо включить зимний режим в АКПП и ограничить включение повышенных передач. В этом случае реакция автомобиля на сброс газа будет эффективнее.

В современных коробках автоматах включать дополнительные режимы или ограничивать работу не требуется, функции реализованы на уровне электроники.

Функция Типтроник Коробка Типтроник

Какой способ торможения лучше использовать

Торможение двигателем следует использовать в случаях, когда требуется плавно снизить скорость. Для быстрой остановки необходимо задействовать педаль и механизмы на ступицах колес. Водитель всегда использует комбинированную систему торможения, оценивая дорожную ситуацию.

Торможение двигателем на автомате происходит после снятия ноги с педали газа. Контроллер коробки отслеживает обороты мотора, а затем выбирает пониженную передачу при движении на спуске. Водитель может переключить скорость вниз в ручном режиме. Электроника не допустит выход мотора на аварийный режим работы по оборотам.

А какой вариант торможения на автомате чаще всего используете вы? Почему именно его? Поделитесь в комментариях.

Как управлять автомобилем с коробкой «автомат»: особенности эксплуатации машины с АКПП

Как управлять автомобилем с коробкой

Машина с автоматом для любителей традиционной механики – дело непривычное. Однако научиться вождению с нуля на таком авто — легко. Самое время изучить простую инструкцию для тех, кто хочет освоить езду на автомате.

Бывают ли права на автомат?

Нет, человек, который освоил МКПП, сможет без проблем ездить и на автомате. Поэтому отдельное водительское удостоверение для автоматической коробки никто из кандидатов в водители не получает и на такой машине может ездить любой обладатель категории В. Ошибочное утверждение, что B1 (одна из подкатегорий B) — это дополнительная возможность ездить на АКПП, не более, чем миф.

Как запустить автомобиль с АКПП?

При запуске двигателя на механической коробке передач, необходимо одно условие – чтобы рычаг КПП был в нейтральном положении. В отдельных случаях допускается выжим сцепления. Это одна из мер безопасности, позволяющая избежать самопроизвольного начала движения транспортного средства, когда КПП находится в зацеплении с колесами.

У автомата таких проблем при запуске не возникнет, но производитель, все же, решил перестраховаться и сделал свой алгоритм пуска. К примеру, чтобы завести машину с автоматом, нужно выполнить несколько условий:

  • Селектор должен стоять в положении P или N.
  • Педаль тормоза должна быть выжата.

Стоит учесть, что селектор невозможно перевести из паркинга до тех пор, пока не будет включено зажигание, а педаль тормоза не будет выжата.

Как трогаться на АКПП?

Автовладельцы, пересевшие с механики, уже сформировали определенные навыки и совершают массу ошибок при езде на автомате. Самая частая из них – это нажатие на педаль тормоза левой ногой при трогании, используя ее как сцепление. Перестроиться сразу бывает трудно, поэтому даже опытным воителям приходится переучиваться и пошагово изучать принцип работы АКПП вместе с новичками.

Запомните! Ни в коем случае не нажимайте тормоз и газ одновременно! Это приводит к мгновенному перегреву трансмиссионной жидкости и ее преждевременному выходу из строя.

Поэтому держать педаль тормоза левой ногой и одновременно нажимать газ – запрещено. Чтобы тронуться на автоматической коробке, достаточно выполнить следующий список действий:

  1. Выжмите педаль тормоза правой ногой.
  2. Переведите селектор в режим D.
  3. Плавно отпускайте педаль тормоза. Машина постепенно начнет движение. Чтобы двигаться медленно, нажимать на газ не обязательно.
  4. Для ускорения нужно слегка нажать педаль акселератора.
Читать статью  Ремонт КПП грузовиков

Переключение скоростей на автомате

Автоматическая коробка передач особенна тем, что все переключения происходят автоматически в режиме D. Водителю остается лишь управлять тягой двигателя, нажимая или отпуская педаль акселератора.

Коробка переключается автоматически на небольших оборотах, обеспечивая плавную и экономичную езду. Если водитель хочет более активнее использовать мотор, то в КПП для этого предусмотрен режим «кикдаун». Для этого нужно выжать педаль газа в пол и тогда АКПП даст возможность раскручивать мотор до максимальных оборотов.

Чтобы вернуть коробку на прежний режим работы, достаточно отпустить педаль газа и дальше ее снова можно использовать плавно.

Режимы АКПП

Перед тем, как начать пользоваться автоматической КПП, водитель должен ознакомиться с основными режимами работы:

  • D – «драйв». Является основным. Используется для движения вперед и именно при нем происходит переключение передач.
  • N – «нейтраль». При нейтрале передача крутящего момента на коробку выполняется, а с коробки на колеса нет. Целесообразно использовать для буксировки неисправной машины.
  • R – «реверс». Режим движения задним ходом.
  • P – «паркинг». Используется для стоянки. Колеса при этом заблокированы, но передача крутящего момента на коробку не выполняется.
  • L – пониженная передача. Коробка переходит в режим, при котором можно преодолевать бездорожье используя максимальную тягу двигателя. Есть только на внедорожниках и может оснащаться дополнительными передачами с 1 по 3. КПП при этом не переключается.
  • S – «спорт режим». Может быть разделен на две части. С одной стороны – это разновидность «кикдауна», при помощи которого коробка переключает скорости на больших оборотах. С другой стороны – это обозначение типтроника.
  • «Типтроник» — товарный знак, принадлежащий Порше и обозначает режим коробки в котором возможны переключения вручную, как на механике. КПП вначале переводится в режим D, затем влево или вправо. Остальные переключения выполняются переводом селектора вперед – для повышения передачи или назад – для понижения.
  • O/D – «Оверд Драйв». Это повышающая передача. Многие автовладельцы ошибочно называют ее 5-ой, но на самом деле это не так. Режим этот старый и был еще в 4-х ступенчатых классических автоматах. На самом деле, это режим блокировки гидротрансформатора, при котором передаточное число равно единице. Следовательно, это прямая передача, так необходимая при движении по трассе. Она позволяет заметно экономить топливо, а тот щелчок, воспринимаемый при переходе в овердрайв, означает лишь блокировку ГТ, а не переключение на пятую, как думают многие.
  • Аварийный режим. При неполадках, связанных с нарушением работы коробки, она может перейти в аварийный режим работы. При таких условиях, гидроблок не даст КПП переключиться дальше третьей передачи и разгоняться машина станет хуже. Данный режим нужен для того, чтобы доехать до СТО.


Как тормозить двигателем на АКПП?

Чтобы остановить машину, целесообразнее делать это двигателем. В механике для этого отпускают педаль газа, ждут, пока скорость и обороты упадут или помогают педалью тормоза, затем переходят на пониженную и т.д.

Автомат не сильно отличается в этом отношении. Чтобы остановить машину, используя тормоза по минимуму, достаточно убрать ногу с газа и контролировать эффективность торможения педалью тормоза. В отличие от механики, на автомате не нужно переключаться. Если водителю необходимо быстро остановиться, достаточно выжать тормоз и все. Система все сделает сама.

Другой способ можно применять на очень крутых спусках со скользким покрытием – коробку переводят в режим L и спускаются с горы, не трогая педали газа. В данном случае получается эффективное торможение при спуске.

Чего не стоит делать, управляя машиной с автоматической трансмиссией?

Существует несколько запретов, касаемо эксплуатации подобной коробки. Все они сводятся к одной простой истине – ее нельзя нагружать. Под нагрузкой понимают экстремальные режимы работы – это эксплуатация на максимальных оборотах, пробуксовки и буксировка.

При большой нагрузке в КПП происходит взаимная пробуксовка пакета фрикционов. В таком режиме, диски трутся друг о друга с большой скоростью, перегреваются и уменьшаются в толщине. В этот момент стружка оседает в трансмиссионной жидкости, а она перегревается, постепенно теряя свои свойства. Большое содержание стружки и перегоревшая жидкость окажут влияние на переключения – автомат станет работать с рывками, а то и вовсе, перейдет в аварийный режим. Если фрикционы сотрутся до конца, машина потеряет способность к движению.

Обычно, такие проблемы появляются после длительной пробуксовки в сугробе или грязи. Поэтому в руководстве по эксплуатации все автопроизводители стараются всячески запретить автовладельцам буксовать на машине с АКПП.

Советы экспертов, как быстро научиться ездить на машине с автоматом

Чтобы быстрее освоить АКПП, необходимо соблюдать ряд полезных рекомендаций, которые эксперты подготовили для чайников:

  • Все переключения селектора рекомендуется выполнять только при выжатой педали тормоза и заторможенном автомобиле.
  • Категорически запрещено переводить селектор в режим N при движении накатом с горы. Это способствует перегреву тормозных колодок при торможении и ухудшает управляемость автомобиля.
  • Не переводите рычаг в режим N на светофорах. Достаточно просто зажать тормоз.
  • Изучите все требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации. Водители считают, что там пишут одно и то же, но на самом деле, для каждой АКПП, свои правила использования.
  • Не переводите селектор лишний раз из одного положения в другое. Автомат при этом «срабатывает лишний раз» и может быстро выйти из строя.

При правильной эксплуатации и соблюдении всех требований обслуживания, автоматическая коробка передач может стать узлом более надежным, нежели механика.

Преимущества АКПП перед МКПП

Несмотря на некоторые ограничения в использовании, автомат имеет ряд полезных плюсов, которые позволяют выйти ему вперед. К примеру, автомат делает езду более комфортной. Водителю нужно просто нажимать педаль газа или тормоза. Левая нога при этом всегда отдыхает и не нажимает на сцепление, так как оно отсутствует. Также водитель может держать обе руки на руле и не отвлекаться от управления, что делает езду еще и безопаснее.

Читать статью  Замена масла в АКПП: зачем, когда и в каких случаях уже поздно

При равных условиях эксплуатации, АКПП долговечнее чем механика и может выйти в обслуживании гораздо дешевле. Разумеется, если автовладелец соблюдает все необходимые требования производителя. Отсюда вытекает минус — обучение займет какое-то время, что, несомненно, нанесет вред коробке.

Автоматическая трансмиссия не имеет деталей сцепления, а значит, не потребует его замены через 150-200 тысяч километров. В этом вытекает и другой плюс – автомат более плавный при трогании и простой, а значит, он лучше всех подходит для начинающих водителей.

Как ухаживать за АКПП?

Простота в обслуживании делает эксплуатацию АКПП доступной и для новичка и для девушки. Уход за любым механизмом сводится к своевременной замене технической жидкости. В данном случае – это ATF жидкость для классических коробок. Производитель не рекомендует ее менять вообще, но лучше это делать через каждые 60 тысяч километров. При этом, наиболее безопасным будет способ частичной замены.

Каждую вторую замену рекомендуется делать полной. Для этого нужно снять поддон и слить полностью все масло. На поддоне имеется магнит, который следует очистить от механической стружки, чтобы исключить появление задиров в дальнейшем.

Правильное обслуживание сводится не только к своевременной замене масла, но и проявлению внимания ко всем неисправностям. К примеру, рывки при переключениях могу свидетельствовать о поломке клапанов модуляции давления. Многие автовладельцы не обращают на это внимание и продолжают ездить с этой проблемой, постепенно убивая коробку. При появлении симптомов, указывающих на поломки, рекомендуется сразу делать соответствующую диагностику.

Правила буксировки машины с АКПП

Буксировка – экстремальный режим работы. Дело в том, что для смазки и охлаждения деталей в автомате насос должен создать необходимое давление жидкости. Однако в работу он включается только после запуска ДВС. Получается, что при буксировке, коробка будет работать на сухую. Но это не значит, что буксировка запрещена. Автопроизводители для этого ввели «правило 30».

Правило 30 подразумевает буксировку автомобиля с автоматической трансмиссией со скоростью не более 30 км/ч, на расстояние не более 30 километров и общей продолжительностью не больше 30 минут. При этом уровень в коробке передач должен быть максимальным.

Через полчаса езды, необходимо остановиться и дать маслу возможность остыть. Конечно, многие автоматы имеют возможность более длительной буксировки. Но, как правило, это внедорожники и их перемещение выполняется со снятым карданным валом. При этом производитель должен обязательно упомянуть об этом в инструкции по эксплуатации.

Самым лучшим способом доставки такой машины на ремонт принято считать перевозку на эвакуаторе. Она намного безопаснее, проще и не вредна для коробки.

Подпишись на обновления автошколы ШАР, и получай новые статьи, а также информацию про актуальные акции и скидки на почту.

Новое в блоге

  • Как управлять автомобилем с коробкой «автомат»: особенности эксплуатации машины с АКПП
  • Что такое слепые и мертвые зоны автомобиля и как их контролировать?
  • Сигналы регулировщика: учим и запоминаем
  • Расшифровка категорий водительских прав
  • Разбираемся с правилами проезда пешеходных переходов по ПДД 2022 года
  • Как сдать экзамен на права в 2022 году по новым правилам ГИБДД
  • Учимся правильно парковать автомобиль, инструкция для новичков
  • Можно ли сдать на права без обучения в автошколе?
  • Получение водительского удостоверения после обучения в автошколе в 2022 году
  • Основные ошибки при сдаче экзамена в ГИБДД город
  • Ограничения по зрению для получения водительских прав
  • Дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и зона его действия
  • Новые правила сдачи экзамена в ГИБДД в 2022 году
  • Выбор автомобиля для обучения вождению в автошколе
  • Что такое карточка водителя и какие виды бывают
  • Как правильно и быстро трогаться на механике и не глохнуть?
  • Как перебороть страх перед вождением автомобиля
  • Госпошлина на получение водительских прав в Санкт-Петербурге в 2022 году: сколько стоит и как оплатить
  • Что такое габариты автомобиля и как научиться их чувствовать?
  • Движение транспортных средств задним ходом: где запрещено и где разрешено
  • Разбираем виды дорожной разметки и ее значение
  • Что такое тормозной путь автомобиля и от чего он зависит?
  • Что такое «паркетник» и почему он так называется?
  • Электронный иммобилайзер в автомобиле
  • Как правильно делать параллельную парковку в городе
  • Сроки и стоимость обучения в автошколе в Москве для получения водительского удостоверения
  • Порядок пересдачи экзамена в ГИБДД
  • Применение ремней безопасности. Стоит ли пристегиваться?
  • Каким транспортом можно управлять с водительским удостоверением категории B?
  • На какой коробке передач лучше учиться на права в автошколе?
  • Сколько времени действительно свидетельство об окончании автошколы в 2021 году
  • Какие документы нужны для зачисления и обучения в автошколе на категорию B
  • Как и где получить медицинскую справку для автошколы?
  • Как получить водительское удостоверение категории B впервые?
  • С какого возраста можно получить права на управление транспортными средствами разных категорий
  • Как проходит обучение в автошколе для получения водительских прав в 2022 году
  • Как правильно выбрать хорошую автошколу в Москве
  • Как сдать на права без посещения автошколы
  • Как научиться водить машину с нуля самостоятельно?

О Автошколе «Шар»

Обучение на водительские права категории «A» и «B» в Москве. Больше количество филиалов в каждом районе города рядом с метро.

Центральный офис: улица Кржижановского, 5, корп. 1

  • На какой коробке передач лучше учиться на права в автошколе?
  • Сколько времени действительно свидетельство об окончании автошколы в 2022 году
  • Какие документы нужны для зачисления и обучения в автошколе на категорию B
  • Как и где получить медицинскую справку для автошколы?
  • Как получить водительское удостоверение категории B впервые?
Понедельник 09:00 — 22:00
Вторник 09:00 — 22:00
Среда 09:00 — 22:00
Четверг 09:00 — 22:00
Пятница 09:00 — 22:00
Суббота 10:00 — 19:30
Воскресенье 10:00 — 19:30

Заказать полный VIP — курс обучения на МКПП!

Для заказа введите Ваше имя и номер телефона, и наш менеджер свяжется с Вами.

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/tormozhenie-dvigatelem-na-avtomate

Источник https://avtoshkola.msk.ru/articles/ypravlenie-avto-s-akpp

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *