Что такое ходовая часть автомобиля и ее неисправности

Содержание

Что такое ходовая часть автомобиля и ее неисправности

Без ходовой части автомобиль попросту не смог бы двигаться, поскольку силовой установке вместе с трансмиссией и приводом попросту некуда бы было передавать крутящий момент.

ходовая часть автомобиля

Ходовая часть авто включает в себя колеса, которые и воспринимают этот крутящий момент, вращаются и передвигают автомобиль. Однако это не основная задача ходовой части. Автомобиль передвигается не по идеально ровной поверхности, всегда на дороге имеются изгибы, выступы, ухабы, ямы и т. д.

Если бы колеса крепились к кузову авто или раме без подвески – второй составляющей ходовой части, то о комфортабельности говорить бы не приходилось – практически все неровности сразу бы передавались на кузов, лишь немного снижаясь амортизацией пневматической шиной колеса. Так что ходовая часть не только приводит в движение авто, но еще и обеспечивает комфортабельность путем снижения колебательных движений от колеса на кузов.

Подвеску, снижающую колебательные движения, начали применять еще до появления самого автомобиля. Некоторые кареты оснащались элементами из пружинистой листовой стали. Данные элементы состояли из двух стальных дуг, соединенных между собой шарнирно. Верхняя дуга крепилась к самой карете, а нижняя – к оси колес. При движении эти пружинистые дуги частично воспринимали на себя и гасили вибрацию от оси колес. Подвеска кареты и стала прообразом зависимой подвески автомобиля.

Суть же самой подвески – возможность вертикального перемещения колеса относительно кузова или рамы при движении по неровностям. Благодаря элементам подвески воздействие, которое воспринимает колесо от дорожного покрытия, не передается на кузов, а поглощается. То есть, крепление колеса в автомобиле является не жестким относительно кузова.

Зависимая подвеска. Типы, особенности конструкции

зависимая и независимая подвеска в авто

Всего на автотранспорте применяется два вида подвески – зависимая и независимая. На данный момент такой тип подвески, как зависимая — считается вроде и устаревшей, однако применяется она еще достаточно широко на грузовых авто, полноразмерных рамных внедорожниках и обычных легковых авто. Такое применение на транспорте зависимая подвеска получила из-за простоты и надежности конструкции.

Рессорная подвеска

Основным элементом данной подвески является рессора. Состоит она из пакета листов пружинистой стали, немного загнутой в дугу. Причем этот пакет зачастую имеет пирамидальную форму. Своими концами рессора крепится к раме авто, а к ее центральной части крепится ось. На авто применяется по две рессоры, установленные ближе к колесам. Эти рессоры, благодаря пружинистой стали воспринимают на себя неровности дороги, позволяя перемещаться колесу относительно кузова.

Задняя зависимая подвеска переднеприводного автомобиля

Однако в этом есть и негативное качество – работа рессоры сопровождается инерционными колебательными движениями. То есть, при восприятии неровности дороги рессора получает энергию, которая приводит к ее колебательным движениям. И хоть со временем амплитуда колебаний будет снижаться, пока не затухнет, но они будут передаваться на раму. Автомобиль будет раскачиваться даже по ровной дороге после прохождения неровности.

Чтобы значительно сократить время колебания рессоры, в конструкцию подвески включены амортизаторы, которые и поглощают колебательную энергию. Если по-простому, то амортизатор останавливает рессору после неровности, не давая ей раскачивать авто.

Пружинная подвеска

Существует еще один тип зависимой подвески – пружинная. В этой подвеске вместо рессор применяются винтовые пружины. Они более удобны в применении, поскольку обладают значительно меньшими габаритами.

Видео: Ходовая часть автомобиля

Но здесь тоже есть свою нюансы. Если рессора сама выступала в качестве крепежного элемента, соединяющего раму с осью колеса, то пружина в таком качестве выступать не может. Поэтому в конструкцию пружинной подвески включена система тяг и рычагов, которые шарнирно соединяют кузов с осью (балкой, мостом).

Читать статью  Виды, устройство и принцип работы дисковых тормозов

Пружина, как и рессора, тоже в результате воздействия на нее получает инерционные колебательные движения, поэтому без использования амортизаторов в такой подвеске не обошлось.

Были и другие виды зависимой подвески, к примеру, торсионная, однако она широкого применения на автотранспорте не получила.

Основным недостатком зависимой подвески является частичная передача перемещения одного колеса относительно кузова на второе. Колеса закреплены на оси, и она передает эти перемещения. Поэтому зависимая подвеска не очень подходит для установки на управляемую ось.

Но она еще широко используется на задней оси, как ведущей, так и ведомой. На рамных внедорожниках последних поколений все еще встречается рессорная подвеска. Пружинную же подвеску часто используют на легковых переднеприводных авто. Причем в технических характеристиках авто не всегда указывается, что задняя подвеска – зависимая, зачастую ее называют подпружиненной балкой.

Независимая подвеска. Устройство, особенности

Работа независимой подвески

Второй тип подвески – независимый, характеризуется тем, что каждое колесо оси имеет свою систему крепежа и гашения колебаний, которая не передает движения одного колеса на другое. По сути, в независимой подвеске отсутствует ось колес (балка, мост) как таковая.

Самое большое распространение получила независимая подвеска типа «МакФерсона». Схема такой подвески достаточно проста – ступица колеса шарнирно крепится к кузову авто посредством рычагов. Типов этих рычагов и их расположение может отличаться. Встречаются А-образные рычаги, одинарные, сдвоенные, нижние верхние. Самая простая независимая подвеска состоит из одного нижнего рычага.

схема подвески МакФерсон

Дополнительно ступица крепится к кузову амортизационной стойкой, выполняющей еще и роль поворотного кулака. Основными элементами этой стойки является винтовая пружина и амортизатор. Сама стойка – это корпус, в который помещен амортизатор, а поверх стойки расположена пружина.

Вверху стойка упирается в кузов. Между ними установлена подушка стойки, на которую она и опирается. Установленный внутри упорный подшипник дает возможность вращаться стойке вокруг оси. Благодаря этому осуществляется возможность поворота колеса.

Как бы отлично не работала амортизационная стойка, существует возможность передачи колебаний на кузов. Это может привески к поперечному раскачиванию кузова. Чтобы этого не произошло, в конструкцию включен стабилизатор поперечной устойчивости, соединяющий обе подвески колес. Работая на скручивание этот стабилизатор гасит поперечные колебания.

Это основные элементы независимой подвески. Но имеется и большое количество вспомогательных элементов, без которых не обойтись. Таким элементом, к примеру, является подушка стойки. Также к ним относятся все резинотехнические элементы:

  • сайлентблоки;
  • шаровые опоры;
  • втулки.

Все они тоже задействованы в гашении колебаний. Сайлентблоки, шаровые опоры и втулки помещаются везде, где производится соединение элементов подвески – рычагов с кузовом и ступицей, стабилизатора поперечной устойчивости со ступицами и подрамником и т. д.

Основные неисправности и диагностика подвески

Поскольку подвеска, какой бы она не была – зависимой или независимой, осуществляет перемещение колес относительно кузова и гасит все колебания, то она испытывает значительные нагрузки, приводящие к выходу из строя того или иного элемента.

В зависимой подвеске самыми распространенными неисправностями является потеря работоспособности амортизатора из-за утечки масла, физическое его повреждение. Также зачастую приходится менять все резинотехнические элементы, которые тоже присутствуют в данном типе подвески. Со временем происходит «старение» резиновой составляющей – она садится, начинает расслаиваться. Вполне возможно и разрушение рессор или пружин, из-за значительных нагрузок они могут лопнуть.

В независимой подвеске неисправности те же:

  • износ резинотехнических элементов и шаровых опор;
  • выход из стоя амортизатора;
  • разрушение пружины или стабилизатора поперечной устойчивости.

Поэтому за подвеской следить нужно постоянно, своевременно проводить замену расходных материалов, контролировать состояние амортизаторов, пружин и рессор.

Виды и типы подвесок автомобиля

Пневматические подвески используют в современных автомобилях марок Audi, Mercedes-Benz, BMW и Porsche. Пневмобаллон представляет специальную вставку из полиуретана. Элемент находится внутри пружины. Основная функция – усиление свойств пружины с одновременной регулировкой жесткости. Рычагом контроля в этой сборке становится искусственное повышение или понижение давления внутри пневмобаллона.

виды подвесок автомобиля

Подвеска легковой или грузовой машины является соединительным звеном между кузовом машины и дорогой. И представляет тот или иной тип системы подрессоривания. В зависимости от этого различают и виды подвесок автомобиля.

Читать статью  Где производят литые диски?

Автомобиль с каким типом подвески выбрать

При выборе подвески руководствуются задачами обеспечения комфорта управления автомобилем. На это направлены функции узла:

  • уменьшение наклона при поворотах;
  • обеспечение плавности движения;
  • поддержка четкости углов при установке колес;
  • эффективное и быстрое гашение колебаний кузова, когда машина едет по ямам или кочкам.

Системы подрессоривания бывают мягкими и жесткими. Последняя обеспечивает большую маневренность и позволяет развивать предельную скорость. С мягкой же конструкцией эти показатели ниже.

При этом с жесткой подвеской вы будете чувствовать каждую дорожную кочку или выбоину. Что влияет на износ: амортизаторы, отвечающие за гашение колебаний, нуждаются в замене через каждые 60 000-70 000 км.

Мягкие же подвески имеют свои преимущества. Нагрузки на позвоночник водителя во время управления авто гораздо меньше, конструкция изнашивается не так быстро. Однако если вы ведете машину, где вес пассажиров и багажа сконцентрирован на стороне, то кузов во время поворота будет крениться сильнее. Что может привести к потере контроля над управлением.

Недостатки обеих систем устраняют с помощью регулировки развала-схождения. Но идеального баланса обычно удается достичь не сразу.

Существующие типы подвесок

Разделение подвесок автомобиля мягкие и жесткие виды – неполная классификация. Конструкции могут быть зависимыми или независимыми. Кроме того, на современном производстве предпочитают использовать различные комплексы систем подрессоривания для передних и задних колес.

Зависимые подвески

Зависимой называют систему подрессоривания, когда оба колеса расположены по одной оси и связаны между собой с помощью жесткой балки.

Зависимые подвески

На практике это работает так. Если одно колесо, участвующее в связке, наезжает на неровность, то толчок распространяется и на второе. Это приводит к снижению комфорта во время поездки и уменьшает равномерность сцепления скатов автомобиля с дорожным покрытием.

Но при вождении по ровным дорогам зависимая подвеска обладает преимуществом, поскольку обеспечивает равномерное и постоянное сцепление с дорогой. В современном автомобильном производстве такую конструкцию используют чаще всего на задних колесах.

Независимые подвески

Независимые подвески распространены больше. Суть механизма объясняет название. Колеса перемещаются независимо друг от друга.

  • Работа подвесок на разных сторонах оси не зависит друг от друга.
  • Снижается показатель веса автомобиля за счет отсутствия тяжеловесных связующих балок.
  • Появляется разнообразие конструктивных вариаций.
  • Увеличивается стабильность поведения автомобиля с одновременным улучшением его управляемости.

Совокупность этих преимуществ значительно повышает общий показатель комфорта во время поездок.

Виды независимых подвесок

Разнообразие конструкций независимых систем подрессоривания привело к формированию подробной классификации. Виды подвесок автомобиля независимого типа подразделяют на рычажные и альтернативные.

Двухрычажная передняя подвеска

Амортизатор с пружиной в конструкции крепят отдельно.

Верхний рычаг с шаровой опорой прикручивают к поворотному кулаку. Так как шаровые опоры установлены на концах рычагов, то поворот колеса осуществляется с помощью рулевой тяги.

Конструкция не имеет опорного подшипника, что исключает вращение элементов, когда колесо поворачивается. Особенности конструкции позволяют равномерно распределить статические и динамические нагрузки на каждый из элементов. Благодаря этому увеличивается эксплуатационный срок детали.

Двухрычажная передняя подвеска

Двухрычажная передняя подвеска

Двухрычажную подвеску устанавливают на внедорожники или автомобили премиум-класса.

Пневматическая подвеска

Это система, где функцию равномерного распределения нагрузок выполняют специальные пневмобаллоны из прорезиненного материала. Основное преимущество – это плавность хода автомобиля. Чаще всего пневмоподвески устанавливают на легковых машинах премиум-класса или на большегрузном транспорте.

Гидравлическая подвеска

Гидроподвеска – система, где вместо амортизаторов используют гидростойки или гидроподъемники.

Когда двигатель начинает работу, гидравлический насос подает жидкость к блоку управления. Что в итоге позволяет поддерживать заданную высоту автомобиля на одном уровне. Впервые гидравлическая подвеска была использована при производстве автомобилей Citroen.

Виды подвесок легковых автомобилей

Для легковых машин используют сочетания нескольких схем. Оптимальный вариант – установка зависимой системы на задние колеса и подвижной конструкции спереди.

Рессорные

Это механическая подвеска с упругими элементами — листовыми рессорами. Преимуществом схемы считают устойчивость к перегрузкам и плохим дорожным покрытиям.

Необходимость устанавливать дополнительные элементы и сложные устройства отпадает. Но есть один существенный недостаток – это недолговечность такой конструкции. При постоянной перевозке грузов или использовании прицепов рессоры проседают. Тогда во время езды вы будете слышать скрипение или дребезжание.

Читать статью  5 автомобилей, которые славятся на рынке прочнейшей подвеской и легко справляются с отечественными дорогами

С направляющими рычагами

Востребованный вид подвески. Рычаги задают направление ведущему мосту во время движения. Чтобы система подрессоривания хорошо работала, верхние тяги устанавливают под углом. Такой прием увеличивает устойчивость машины во время поворотов.

С упорной трубой или дышлом

В этой схеме нагрузку принимает на себя часть защищающей кардан трубы. Чтобы конструкция работала без сбоев, кардан, проходящий через коробку передач, жестко фиксируют к передней части мостовой балки. Результатом использования этой схемы становится плавность хода и комфорт езды.

Де Дион

Это система относится к зависимым подвесным конструкциям. Колеса соединены балкой, а редуктор основной передачи закреплен на кузове. Чтобы улучшить управляемость колесами, их монтируют под небольшим углом.

Торсионная

Второе название этой системы – стержневая. Рабочие элементы – стержни или торсионы, имеющие разные сечения. Для изготовления последних используют в том числе и пружинную сталь. Такая конструкция усиливает свойства сцепления колес с дорожным покрытием.

С качающимися полуосями

Схема сборки системы с качающимися полуосями предполагает проведение установки на торцах. Роль упругого элемента выполняют пружины или авторессоры. Преимущество системы – стабилизация положения колеса относительно полуоси.

На продольных рычагах

Это альтернативная конструкция, где колеса прикреплены к рычагу, расположенному вдоль продольной оси автомобиля. Система запатентована «Порше». Однако в настоящее время в качестве основы почти не применяется.

Пружинная

Схема как для независимых, так и зависимых подвесок. Пружины конической формы смягчают ход автомобиля. Безопасность езды напрямую зависит от качества установленных пружин.

Дюбонне

Конструкция состоит из пружин, амортизаторов, а также цилиндрической формы кожуха. Основное преимущество системы – плавное и беспроблемное торможение.

На двойных продольных рычагах

Особенность конструкции заключается в том, что тяги установлены по бокам машины. Такая схема подходит для автомобилей с кормовым расположением двигателя.

На косых рычагах

Это модернизация описанной выше конструкции. Изменение коснулось расположения тяг. Размещенные под заданным углом относительно оси, они помогают минимизировать показатель крена при повороте.

Подвеска на косых рычагах

Подвеска на косых рычагах

На двойных поперечных рычагах

Концы установленных по бортам машины поперечных тяг монтируются на раме подвижно. Такую подвеску можно устанавливать спереди или сзади.

На резиновых упругих элементах

Спиральные пружины в этой схеме заменены изготовленными из прочной резины блоками. Несмотря на стабильность, подвеска обладает низким показателем износостойкости.

Гидропневматическая и пневматическая

Упругими элементами в этих конструкциях выступают пневмобаллоны или гидропневматические элементы. Соединенные одним механизмом управления, они одновременно поддерживают размер просвета.

Многорычажные

Многорычажную систему чаще всего применяют на заднеприводных автомобилях. Сборка предполагает использование двойных поперечных тяг. Такой способ крепления эффективно меняет геометрию во время движения авто.

Свечная

В качестве упругого элемента в этой схеме выступает авторессора. Ее устанавливают поперек оси. Такое крепление направляющей позволяет поворотному кулаку с пружиной перемещаться по вертикали, что способствует плавному прохождению поворота. Система отличается надежностью и компактными размерами. Если колесо встречает препятствие, то перемещается вверх. Схема сборки сложна, поэтому используется нечасто.

Пневматические подвески

Пневматические подвески используют в современных автомобилях марок Audi, Mercedes-Benz, BMW и Porsche. Пневмобаллон представляет специальную вставку из полиуретана. Элемент находится внутри пружины. Основная функция – усиление свойств пружины с одновременной регулировкой жесткости. Рычагом контроля в этой сборке становится искусственное повышение или понижение давления внутри пневмобаллона.

Подвески пикапов и внедорожников

Чаще всего для джипов используют целый комплекс систем подрессоривания.

Подвески пикапов и внедорожников

Подвески пикапов и внедорожников

Популярны следующие варианты:

  • задние зависимые и передние независимые системы;
  • зависимее подвески;
  • независимее подвески спереди и сзади.

Обычно заднюю ось джипов оснащают рессорными или пружинными подвесками. Это надежные и неприхотливые конструкции, которые могут выдерживать разные нагрузки. Переднюю ось закрепляют с помощью торсионных или зависимых пружин. Оснащение пикапов и внедорожников только жесткими зависимыми мостами сегодня – это редкость.

Подвески грузовиков

Для грузовиков используют зависимые системы подрессоривания, а также амортизаторы гидравлического типа сборки. Это самые простые варианты узлов.

При сборке подвесной конструкции для грузовиков основную роль регулятора отводят рессорам, связующим мост и колеса, а также выполняющим функции основного направляющего элемента.

Читайте также: Как проверить рулевую рейку на стук и люфт самостоятельно, диагностика исправности

Подвески на спортивных автомобилях

Считается, что жесткая подвеска делает движение автомобиля безопасным и маневренным. Из-за этого спортивные машины оснащают только такой системой подрессоривания.

Для спорткаров важно сцепление колес с дорожным покрытием, отсутствие крена на скорости или поворотах. Торсионные конструкции и типа Макферсон позволяют водителю резко маневрировать без дополнительных усилий.

Таким образом, виды подвесок автомобиля условно делят на 2 типа: зависимой или независимой сборки. В каждой группе есть свои классификации по типу элементов, функционалу или особенностям конструкций.

Источник https://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/chto-takoe-hodovaya-chast-avtomobilya-i-ee-neispravnosti/

Источник https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/vidy-podvesok-avtomobilya/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *