Виды физических упражнений для дошкольников

Виды физических упражнений для дошкольников

О физическом воспитании ребёнка необходимо задуматься уже в дошкольном возрасте. Гармоничное развитие организма обеспечит малышу здоровье в будущем, заложит необходимый фундамент для увлечения спортом и предотвратит возникновение многих заболеваний. Основу тренировок должны составлять упражнения общеразвивающего характера, направленные на равномерное укрепление всех групп мышц и внутренних систем.

Меню ребенка в 8 месяцев

Что можно уже давать ребенку в восемь месяцев, а что пока не рекомендовано: рекомендации экспертов ВОЗ и Союза педиатров России

Характерные черты общеразвивающих упражнений

Характерные черты общеразвивающих упражнений

Программа занятий спортом, предназначенная для ребёнка дошкольного возраста, всегда включает общеразвивающие упражнения. Как правило, они специально разработаны для тренировки дошкольников и направлены на укрепление всего тела. Движения, которые входят в тренировочный комплекс, могут выполняться с разной скоростью и амплитудой, также бывают различия в количестве повторений и степени напряжения мышц.

Общеукрепляющие упражнения для детей имеют предельно простую структуру, что позволяет разбивать их на условные этапы, осваивая каждый элемент по отдельности. Благодаря этому тренировки становятся доступны детям с любыми физическими возможностями. Еще одна типичная черта — возможность четко дозировать нагрузку, что предоставляет широкие возможности в плане выбора способа проработки тех или иных мышц.

Выполнение заданных движений, как правило, требует внимательности и сосредоточенности. На скорость освоения правильной техники напрямую влияет частота тренировок, так как систематическое повторение программы способствует быстрому формированию двигательной памяти. Эти и многие другие навыки, получаемые во время занятий, значительно облегчают жизнь ребёнка.

Роль общеразвивающих тренировок в детском фитнесе

Упражнения общеукрепляющего характера занимают важное место в образовании ребёнка, так как способствуют своевременному и гармоничному развитию малыша, являются мощным профилактическим средством против многих болезней и формируют базовый двигательный фонд. Также детский фитнес стимулирует появление сознательного интереса к отдельным видам спорта и физической активности в целом, приучает к здоровому образу жизни и частым нагрузкам.

Нельзя переоценить благотворное влияние упражнений для детей на общее состояние здоровья. Регулярные занятия способствуют улучшению гибкости и подвижности суставов, оптимизируют работу вестибулярного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Во многих дошкольных учреждениях физические нагрузки сочетают с различными закаливающими процедурами, что значительно повышает сопротивляемость детского организма к инфекционным заболеваниям.

Классификация упражнений для детей по анатомическому признаку

Классификация упражнений для детей по анатомическому признаку

Детский фитнес направлен на поочередное вовлечение всех частей тела в физическую активность, поэтому тренировочная программа должна предусматривать проработку разных мышц. Существующие упражнения для детей принято делить на несколько категорий в зависимости от того, какая часть тела вовлекается в работу при выполнении. Современная классификация выглядит следующим образом:

  1. В первую группу входят движения руками, направленные на развитие верхних конечностей и плечевого пояса. Из их положительных свойств стоит выделить выпрямление позвоночного столба, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение работы сердечной мышцы.
  2. Тренинги второго типа направлены на развитие мускулатуры спины и корпуса. Они формируют правильную осанку и улучшают гибкость позвоночника.
  3. Третья категория упражнений предназначена для укрепления нижней части тела и брюшного пресса. Сюда входят приседания и различные прыжки, способствующие нормальному кровообращению.

При составлении программы занятий рекомендуется включать в нее движения из всех трех групп. Благодаря этому достигается равномерная проработка мускулатуры, обеспечивается гармоничное развитие всех внутренних систем. При необходимости каждое упражнение следует расчленить на элементы, которые можно использовать для точечной проработки небольших областей: кистей, стоп, пальцев, шеи и так далее.

Группировка по другим параметрам

Общеукрепляющие упражнения выполняют множество функций, поэтому для составления сбалансированной программы необходимо их четко классифицировать. Так как физическое развитие дошкольника может быть сосредоточено на разных моментах, деление происходит по разным признакам.

Читать статью  Беговые упражнения или скакалка: что лучше выбрать

Главный способ классификации — по методической направленности. Считается, что спорт может влиять на общее развитие физических показателей, способствовать расслаблению, улучшать осанку или формировать правильную технику дыхания.

Среди работников дошкольных образовательных учреждений популярно деление упражнений для детей по степени вовлеченности преподавателя. Выделяют полностью пассивный способ выполнения, пассивно-активный и активный, то есть самостоятельный. Нередко встречается классификация по структуре группы. Общеразвивающие мероприятия могут выполняться в командах или в парах, предусматривать круговое или свободное построение, формирование учащихся в колонны или звенья.

Ключевые направления физического развития дошкольников

Ключевые направления физического развития дошкольников

Основной задачей детского фитнеса является равномерное укрепление организма, однако некоторые направления развития принято считать приоритетными. Так, при организации тренировок особый акцент должен быть сделан на проработку изначально слабых мышц-разгибателей. Аэробика считается наиболее желательным видом нагрузки, так как она препятствует застою крови и улучшает способность сердца своевременно реагировать на стресс. Обучение правильному дыханию — еще один важный пункт программы физического развития. Желательно, чтобы уже на ранних этапах занятий дошкольник научился вдыхать носом и выдыхать ртом, поддерживая ровный ритм дыхания и экономно расходуя воздух. Завершает список приоритетных направлений укрепление прочих внутренних органов, включая опорно-двигательный аппарат, нервную и пищеварительную систему.

Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника

Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр.

Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников. В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

Следует помнить, что физкультурное занятие – форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

Задачи физкультурного занятия

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач : оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

Читать статью  Тренировочный план. Подготовка к полумарафону

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;
— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
— формирование изгибов позвоночника;
— развитие сводов стопы;
— укрепление связочно-суставного аппарата;
— развитие гармоничного телосложения;
— регулирование роста и массы костей;
— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

— потребность в ежедневных физических упражнениях;
– умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
— приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
— самостоятельность, творчество, инициативность;
— самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

— создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);
— закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
— прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
— осознает свои двигательные действия;
— усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др. ; вперед-назад, вверх-вниз и др., получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Структура физкультурного занятия

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности.

Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят : различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

Читать статью  Спорт - детям!

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений :

1-2 – для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т. д.);
1-2 – для туловища (наклоны) и т. д.;
1-2 – для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой) прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте.

После выполнения комплекса следуют упражнения на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом :

— упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками;
— упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой.
— упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц.

Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил в играх.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание.

Виды физкультурных занятий

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения : висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т. д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами.

Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

— рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);
— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);
—объяснение заданий и показ упражнений; — активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии;
— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.

Источник https://medaboutme.ru/articles/vidy_fizicheskikh_uprazhneniy_dlya_doshkolnikov/

Источник https://mbdou20.ru/publikatsii/ugolok-uchitelya-logopeda/rol-fizkulturnykh-zanyatiy-v-razvitii-i-vospitanii/

Источник