Отношения в семье: 6 видов
Когда речь заходит о создании собственной семьи, мы иногда знаем, что хотим заимствовать из родительских отношений, а иногда — от чего избавиться. Бывает и так, что мы в точности повторяем не всегда позитивный сценарий. В этой статье поговорим, почему так происходит, какие бывают виды отношений между мужчиной и женщиной.
6 типов семейных отношений
Какие типы семейных отношений существуют ? В чистом виде их не бывает, но в каждой паре доминирует определённый тип взаимодействия, на котором строится вся коммуникация. Одни носят конструктивный характер для партнёров, а другие приводят к разрушению личности. Зная сценарий, по которому могут эволюционировать ваши отношения, можно предугадать перспективу их развития.
Манипулятивные отношения
В основе таких отношений — превосходство и насилие над партнёром: как физическое, так и эмоциональное. И если физическое воздействие трудно не заметить, то на психологическое давление часто не обращают внимания. Всю вину за оплошности, конфликты или несложившиеся отношения манипулятор пытается переложить на своего партнёра, который играет роль жертвы. Он будет использовать фразы: «ты виновата», «это из-за тебя», «это ты так решила». Нетоксичные манипуляции в начале отношений помогают привлечь партнёра. В некотором роде флирт — это тоже манипулятивная техника. Как проявлять себя женщине, чтобы найти достойную пару: « Как вести себя с мужчиной — 10 основных правил поведения». Первыми звоночками абьюза можно считать необоснованную ревность, постоянный контроль, недовольство вашей внешностью, а затем ультиматумы, запреты, угрозы. Причём супруги могут меняться ролями или всегда находиться только в одной роли. Манипулятор играет на чувстве вины, которое у некоторых обострено ещё с детства. В продолжении статьи мы объясним, как такой тип психологических отношений в браке влияет на развитие личности и характера ребёнка. Манипулятивный формат — деструктивен и опасен. Нужно как можно скорее выходить из такого союза. Если это сложно сделать самостоятельно, то лучше обратиться за помощью к родственникам, психологу или в социальные службы.
Зависимые отношения
- Один супруг зависит от другого. В таком союзе один участник ставит интересы другого выше собственных, всякими способами избегает конфликтов, не готов самостоятельно принимать решения.
- Оба супруга зависят друг от друга. Такие отношения называют созависимыми. Они строятся на манипуляции и исключают конструктивный разговор, доверие, понимание и выражение эмоций.
Инстинктивные отношения
Базовая потребность двух человек в такой паре — удовлетворение сексуального желания. Хотя такие взаимоотношения не отличаются глубокой душевностью, они могут длительное время устраивать обоих партнёров.
Хуже обстоят дела, если один из супругов надеется на совместное развитие и создание большой семьи, а другому вполне достаточно регулярного секса. В этом вопросе крайне важно прийти к согласию ещё в самом начале.
Сопернические отношения
Противостояние супругов может проявляться в борьбе за главенство в семье, за силу контроля. Чаще всего все ресурсы и страсть уходят на выяснения отношений, на бесконечные ссоры и попытки доказать друг другу кто сильнее, мудрее и главнее. В результате двое близких людей сталкиваются с полнейшим непониманием и разочарованием.
Такие отношения исключают доверие, ведь супруги видят друг в друге конкурентов. Один из них всегда пытается быть впереди и жаждет превосходства над другим.
Почему мужчине тяжело поддержать свою женщину, когда ей плохо? Как победить его чёрствость и равнодушие смотрите в видео: « Мужчина не понимает? | Взаимопонимание | Разница между мужчиной и женщиной».
Опекающие отношения
Такой тип семейных отношений называют вертикальным или «детско-родительским», по типу «мама и сын» или «папа и дочь». Один из партнёров берёт опеку над другим, таким образом чувствуя себя важным и нужным. Второй же может полностью переложить ответственность за свою жизнь на опекающего супруга, совсем не переживать за быт, финансы и здоровье. Играющий роль ребёнка обижается, требует, бунтует, а взрослый — воспитывает, контролирует, решает проблемы и делает замечания.
Опекающие отношения могут быть достаточно гармоничны, если оба супруга чувствуют себя хорошо в этой роли. Но могут возникать конфликты, если опекающий партнёр будет воспитывать и требовать взросления от другого. Также негативным фактором будет постоянный контроль. Развитие в опекающем союзе чревато выходом из него: когда «ребёнок» все-таки вырастает и начинает брать на себя ответственность — он находит другого, менее требовательного партнёра.
Партнёрские отношения
Партнёрские отношения — это отношения между двумя людьми, равными по статусу, уверенности в себе, гармоничному развитию и реализации. Они не пытаются стать счастливыми или решить накопившиеся проблемы за счёт друг друга. Чтобы достичь такого союза, супругам важно работать над собственным развитием и не предъявлять партнёру претензии с позиции «ты должен».
Если в паре налажена коммуникация — это наиболее стойкие и гармоничные взаимоотношения в семье.
В таком союзе царит понимание, доверие и порядок. Конфликты и ссоры возможны, но без излишней эмоциональности. Оба партнёра — самодостаточные и зрелые личности, они поровну разделяют ответственность, у каждого есть свои цели и задачи. Укрепляют такой союз общие ценности и планы на будущее.
Как построить крепкий и счастливый брак читайте в материале: « Идеальные отношения: какими должны быть идеальные отношения».
Как отношения родителей влияют на детей
Маленький ребёнок полностью зависим от взрослых, от того, как они выстраивают отношения в семье . Взаимодействие между родителями напрямую влияет на здоровье, успеваемость, иммунитет их крохи. Малыш будет повторять поведенческие реакции взрослых, а может стараться не быть похожим на родителей. И если, повзрослев, он решит изменить сценарий своего поведения — ему будет крайне сложно действовать вопреки привычной модели поведения в семье.
Наиболее деструктивны для детской психики авторитарные типы семейных отношений : манипулятивные, зависимые и опекающие , если со стороны одного из родителей был постоянный контроль по отношению к супругу и детям. Тогда малыш предпочтёт выражать и добиваться своих потребностей истериками, драками и шантажом.
Ребёнок, выросший в семье, где люди не любят друг друга, остаются вместе только ради детей или статуса, не сможет реализовать себя в счастливых отношениях.
Если между родителями не было понимания — их дитя будет строить свой брак по типу инстинктивного или сопернического взаимодействия. Отец, который проявляет любовь только к дочери, но не имеет тёплых взаимоотношений с её матерью, — обрекает дочь на опекающие отношения, в которых она будет искать продолжение отцовского поведения.
Самые понятные, безопасные для детей и взрослых партнёрские отношения . В них родители проявляют эмоции и наполняют их любовью, взаимопомощью и поддержкой. Ребёнок учится строить отношения на принципах диалога и уважения, не пытается за счёт других людей получить внимание и заботу. Малыш растёт самодостаточной личностью, не зависит от чужого мнения, умеет отстаивать свои права. И если в такой семье возникают противоречия — их решают сообща, не прибегая к угрозам и манипуляциям.
Как воспитывать детей, помочь им стать успешными людьми — вы узнаете на бесплатном онлайн мастер-классе: « Что обязан знать каждый родитель».
Мы рассказали вам какие типы семейных отношений существуют , как они влияют на детей. Постарайтесь выстроить такое взаимодействие в паре, чтобы каждый чувствовал свою важность и ценность, а руководили вами только светлые чувства любви и уважения.
Изображения взяты из источника: pexels.com.
Типы семейных взаимоотношений и воспитания
статья на тему
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_semeynyh_vzaimootnosheniy_i_vospitaniya.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы семейных взаимоотношений и воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений , являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Для выбора наиболее приемлемого стиля семейного воспитания рассмотрим все имеющиеся виды стилей воспитания и последствия их применения.
1. Авторитарный стиль семейного воспитания
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.
При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.
2. Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.
В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.
3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.
Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.
4. Отчужденный стиль семейного воспитания
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.
5. Хаотический стиль семейного воспитания
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
6. Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка .
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – «уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.
Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Источник https://blog.karpachoff.com/otnosheniya-v-seme-6-vidov
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/25/tipy-semeynyh-vzaimootnosheniy-i-vospitaniya
Источник