Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ Мокерова Юлия Викторовна
Мокерова Юлия Викторовна. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ : социологический анализ : дис. . канд. социол. наук : 22.00.06 Екатеринбург, 2006 172 с. РГБ ОД, 61:07-22/21
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки социологического анализа потребности саморазвития личности 15
1.1. Саморазвитие как категория социологического анализа: предметное поле и основные элементы его изучения 15
1.2. Сущность и содержание потребности саморазвития личности 58
ГЛАВА 2. Противоречия становления потребности саморазвития личности 78
2.1. Обоснование исследовательского подхода 78
2.2 Особенности и противоречия представлений о сущности и содержании процесса и потребности саморазвития личности у современных горожан 86
2.3 Основные противоречия становления потребности саморазвития личности 125
- Саморазвитие как категория социологического анализа: предметное поле и основные элементы его изучения
- Сущность и содержание потребности саморазвития личности
- Особенности и противоречия представлений о сущности и содержании процесса и потребности саморазвития личности у современных горожан
- Основные противоречия становления потребности саморазвития личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В условиях глобальных социокультурных трансформаций, происходящих во всем мире, актуальной проблемой становится изучение основных факторов, определяющих функционирование и развитие личности.
Ускорение темпов экономического и социокультурного прогресса предъявляет качественно новые требования к темпам преобразований в знаниях, умениях и способностях человека.
Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор -поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития.
Ключевой характеристикой жизнедеятельности современного общества становится проблема выбора вариантов организации трудовой, бытовой, досуговой деятельности человека. При этом в отличие от предыдущих эпох и поколений сам выбор, как поведенческий акт, изменился в основных характеристиках. Он стал нелинейным, множественным по количеству возможных решений, неопределенным по последствиям. Фактически в любой сфере повседневного индивидуального и коллективного опыта, в каждой конкретной ситуации человек имеет практическое множество возможных решений и способов поведения. При этом человек, являясь представителем различных социальных групп и общностей, одновременно может быть носителем нескольких (иногда противоположных) ценностных ориентиров, определяющих его выборы. Ускорение темпов общественных изменений, неопределенность их результатов ведет к тому, что увеличивается количество
Особенности социологического анализа проблемы становления потребности саморазвития личности заключаются в следующих моментах.
а/ Происходящие социальные изменения требуют признания и изучения саморазвития личности как особого вида социальной активности индивида, связанного, прежде всего, с изменением системы взаимодействия индивид-общество, индивид-общность, индивид-индивид. Саморазвитие становится одним из наиболее важных элементов формирования и развития социальной компетентности личности.
Необходим переход от традиционного изучения саморазвития личности как процесса развертывания противоречий между потребностями индивида и его социального окружения, при котором ведущая роль отводится тем социальным субъектам, которые побуждают индивида к совершенствованию своей жизнедеятельности. Значимость собственной активности индивида не раскрывается в полной мере, не учитываются те внутренние факторы, которые побуждают человека к самостоятельному изменению своего сознания и поведения. Актуальной проблемой является изучение внутренних детерминант, обеспечивающих активное включение личности в преобразование тех программ жизнедеятельности, которые им уже освоены. В связи с этим проблема изучения особенностей становления потребности саморазвития становится особо значимой.
Потребность саморазвития не дана человеку от природы, она формируется и становится ведущей детерминантой сознания и поведения. Также она не является психологическим или педагогическим образованием. Несмотря на влияние различных факторов, данная потребность представляет собой результат особого социокультурного взаимодействия индивида как с окружающим миром, так и с самим собой. Это взаимодействие способствует наиболее полному раскрытию тех задатков и способностей личности, которые обеспечивают адекватную общественным потребностям самореализацию и самоутверждение.
рисков, связанных с действием различных объективных и субъективных факторов, определяющих поведение как отдельных индивидов, так и различных общностей. Если в прежние эпохи устойчивость воспроизводства различных сфер общественной жизни вело к тому, что человек мог заранее прогнозировать результаты своего взаимодействия с окружающим миром, то в настоящее время, необходимо постоянно искать варианты его адекватного отражения в сознании и поведении, соответственно изменившимся условиям жизнедеятельности.
Важным фактором, определяющим особенности развития современного общества, является то, что человек не только вынужден искать оптимальные способы адаптации к постоянно меняющемуся миру, но индивид сам является активным субъектом его преобразования. В этом заключается социальное своеобразие современности.
Данная проблематика была актуализирована уже в середине XX века, как в западной, так и в отечественной социологии. Тем не менее, не сложилось целостной социологической концепции развития личности, которая бы учитывала новые закономерности развития всего человечества, появление качественно иных требований и способов организации повседневной жизнедеятельности индивидов.
В этом заключается одно из противоречий развития современной социологии. Возникает необходимость обращения именно к данной теме, поскольку механизмы, которые объясняют связь развития личности и общества до сих пор глубоко не изучены.
Сам процесс развития включает в себя в качестве атрибута саморазвитие социальных субъектов, поэтому актуальной с социологической точки зрения является выяснение взаимодействия развития и саморазвития личности в условиях ускорения темпов социокультурных преобразований, происходящих во всем мире, и в частности в нашей стране в условиях развития рыночной экономики.
Исходя из такого подхода, наиболее полно раскрыть основные характеристики и противоречия становления и развертывания потребности саморазвития личности можно только в рамках социологического исследования. Оно позволяет, во-первых, определить диалектику взаимодействия внешних и внутренних факторов становления потребности саморазвития личности; во-вторых, раскрыть основные факторы, определяющие те конкретные противоречия, которые характеризуют формирование данной потребности у различных социальных субъектов; в третьих, наметить пути совершенствования систем формирования потребности саморазвития у различных индивидов для обеспечения более полного развертывания их задатков и способностей в разнообразных видах жизнедеятельности.
Все вышесказанное определяет научную и практическую актуальность и значимость исследования темы диссертации.
Степень научной разработанности. Проблема развития и саморазвития личности, изучение сущности процесса первоначально разрабатывались в русле психологии и философии. Хотя рассуждения о «совершенствовании человека», «развитии личности» обнаруживаются уже в трудах Платона, Аристотеля, вплоть до появления объективных методов изучения личности в психологии и развития гуманистического направления в социальных науках эти понятия рассматривались в контексте обыденной реальности и использовались на уровне здравого смысла.
Прежде всего следует отметить, что вопросами соответствия личности современному ей уровню развития общества с точки зрения изучения механизмов социализации, адаптации, вариативности поведения индивида занимались классики философии и социологии, такие как 3. Бауман, У. Бек, П. Бергер, Э. Гидденс, Э.Дюркгейм, М. Вебер, Ч.Х. Кули, Т. Лукман, К. Мангейм, Дж.Г. Мид, М. Мид, Х.Ортега-и-Гассет, Т. Парсонс, А. Щюц.
Важную методологическую роль в актуализации исследования данной проблемы сыграли работы, посвященные, в первую очередь вопросам изучения
субъективного мира индивида. Наиболее активный интерес к данной проблематике проявили исследователи т.н. гуманистического направления в социальных науках: Дж. Дьюи, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс, Э.Фромм, А. Бандура, В.Франкл. В социологии и социальной философии к работам раскрывающим вопросы организации внутреннего мира индивида, его интерпретации социальной реальности, конструирования индивидуальных смыслов и практик, относятся труды крупнейших исследователей А. Бергсона, М. Вебера, Э. Гуссерля, М. Шеллера, Ж.П. Сартра, П. Бергера, Т. Лукмана, Дж.Г. Мид, А. Щюц. Исследователи в своих работах раскрыли сущность, структуру субъективной реальности индивида, механизмов ее взаимосвязи с внешними условиями его бытия, жизнедеятельности. В настоящее время данное направление исследования сознания и поведения индивида продолжает активно развиваться, в том в отечественной науке. Так, к наиболее значимым работам по изучению внутреннего диалога личности, организации и развития индивидуального смыслового пространства, проблем соотношения объективной и субъективной реальности относятся исследования Б.Г. Ананьева, Т.Н.Березиной, В.П. Иноземцева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.Розенберг, Г.Каплан, Х.Маркус, К.А. Абульхановой-Славской, К. Левина, В.П.Зинченко, А.Н. Славской
Проблема саморазвития личности активно разрабатывалась в рамках психологи личности. В этой области следует отметить значительный вклад отечественной психологической школы. Такие крупные исследователи как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Д.Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин активно разрабатывали вопросы о сущности процессов развития и саморазвития личности, их связи с другими социальными процессами и явлениями, такими как воспитание, взросление. С.Л. Рубинштейном была предложена идея субъектности индивида и связи этой сущности с саморазвитием личности. В настоящее время проблема субъектности и индивидуальности приобрела значительность в научном дискурсе, к исследованиям указанных вопросов относятся работы
Н.Александровой, А.В.Брушлинского, А.К.Осницкого, Л.Н..Павловой, В.А. Петровского, В.И.Слободчикова, А.В.Толстых.
Следует также выделить такие направления исследований, которые тесно связаны с выделением отдельных сторон процесса саморазвития личности. Так, в отечественной философской и социологической литературе тема развития личности получила широкое распространение в советский период в связи с формированием общественной концепции развития всесторонней и гармоничной личности. Исследования затрагивали анализ сущности процесса развития и саморазвития личности, его характер и противоречия, его связь с конкретно-историческими условиями жизнедеятельности личности. Среди исследований в первую очередь необходимо отметить работы таких авторов, как Л.П. Буева, О.Г Дробницкий, И.С. Кон, Л.Н. Коган, А.В. Меренков, П.Л. Смирнов, В.П. Тугаринов.
Существует значительное количество исследований, посвященных изучению развития личности в процессе образования и воспитания. Об общественной ценности образования, и его влияние на формы и содержание развития личности писали многие авторы: Ж. Аллак, П. Бергер, И.Витаньи, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, К. Мангейм, Ч.Л. Стивенсон, А. Тоффлер, Э. Фромм и пр. Среди отечественных исследователей можно особо выделить работы Л.Б. Борисова, Ю.Р. Вишневского, Л.Н. Когана, Л.И. Колесникова, Л.Н. Куликовой,А.В. Меренкова, В.Я. Нечаева, М.Н. Руткевича, Ф.Р. Филиппова, И.А. Хроменкова и др.
Вопросами мотивации и детерминации становления потребности саморазвития личности занимались И.В. Бестужев-Лада, В.И. Загвязинский, Н.С. Кузнецов, А.В.Меренков, В.М. Румянцев, В.В. Розов, Г.В. Черняева и другие.
Традиционно, изучением проблем развития и саморазвития личности, оценки роли образования, воспитания в этом процессе занимались ученые Уральской социологической школы. Вопросы, непосредственно связанные с темой исследования были рассмотрены в работах Е.С. Баразговой, Ю.Р.
Вишневского, Г.Е.Зборовского, Л.Н. Когана, А.В. Меренкова, Л.Я.Рубиной, О.В. Рыбаковой, В.Д. Семенова, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклиной и др.
В целом, следует отметить, что данная проблематика еще требует значительной проработки и внимания со стороны исследователей различного профиля.
Объектом настоящего исследования является потребность саморазвития личности в современных условиях.
Предмет исследования составляют особенности, противоречия и система детерминант, определяющих становление и развертывание потребности саморазвития в современных условиях.
Целью диссертационного исследования является раскрытие основных субъективных и объективных факторов, определяющих противоречия становления и развертывания потребности саморазвития личности в условиях ускорения темпов социокультурных преобразований.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
раскрыть социальный смысл и социокультурную ценность процесса саморазвития в современном обществе; изучить роль потребности саморазвития в системе детерминации жизнедеятельности индивидов и социальных групп;
выявить и проанализировать структуру, содержание представлений о роли саморазвитии в системе жизнедеятельности современников, а также критерии реализации данного процесса;
выявить и проанализировать особенности различных социальных конструктов, на основании которых формируются различные типы становления и развертывания потребности саморазвития;
проанализировать наиболее распространенные стратегии и тактики саморазвития личности;
изучить основные факторы, определяющие противоречия становления и
проявления потребности саморазвития у современных жителей большого
Теоретико-методологической основой исследования послужили, в
первую очередь, принципы анализа, сформулированные в рамках парадигм
исторического и диалектического материализма, социального конструктивизма,
теории детерминации поведения индивида в обществе, современные
концепции «социологии повседневной жизни». Комплексный анализ проблемы
с использованием основных положений изучения темы в других областях
знаний позволили обнаружить эвристические возможности выделенных
подходов и сформировать более целостное понимание заявленной в теме
Также при изучении проблем саморазвития личности применялся социально-антропологический подход, когда анализ детерминант становления потребности саморазвития и развертывания самого процесса требовал исследования или учета не только сугубо социальных факторов, но и комплексного подхода к изучению личности.
В качестве дополнительных методологических средств и аргументов использовались также как социологические методы (ролевая теория, теория социального взаимодействия, концепции постиндустриального общества, теории среднего уровня и пр.), такие общенаучные методы: диалектический, феноменологический, что позволило сформировать более целостное представление о саморазвитии личности как особом социальном процессе, выяснить его особенности и противоречия становления и развертывания в современных условиях, а также выявить и проанализировать противоречия становления соответствующей потребности и основные факторы, определяющие эти процессы.
Эмпирической базой работы послужили результаты комплексного исследования, проведенного автором в период с 2002 по 2005г.г. в г. Екатеринбург. В нем применялся ряд методов, включая анкетный опрос, глубинные интервью, содержательный и контент-анализ мини-сочинений учащихся старших классов г. Екатеринбурга — (200 мини-сочинений), а также интернет-источников, посвященных исследовательским и практическим вопросам саморазвития личности. Методом глубинного интервью было опрошено 48 жителей города Екатеринбурга, отобранных в соответствии с принципами метода опроса ключевых информантов согласно теме, цели и задачам исследования. Методом анкетирования было опрошено 180 учителей общеобразовательных школ и 360 учащихся старших классов по квотной трехступенчатой выборке в соответствии с типом школ и их участием в разнообразных видах инновационной деятельности. Методом экспертного опроса было изучено отношение и интерпретации сущности процесса саморазвития 10 специалистов в области образования.
Научная новизна работы заключается в применении комплексного социологического анализа при изучении основных противоречий становления потребности саморазвития личности в современном обществе. Предложена собственная методология изучения вопроса саморазвития личности с социологической точки зрения, заключающаяся в сочетании диалектического и социально конструктивистского подходов исследования особенностей возникновения и проявления потребности саморазвития в социальных практиках различных индивидов.
Выявлены основные сущностные черты процесса саморазвития личности, которые связаны с ее превращением в объект целенаправленного воздействия на основе представлений о более высоком уровне самореализации и самоутверждения в различных видах жизнедеятельности.
Проанализирован механизм возникновения потребности саморазвития личности, связанный с формированием ориентации и установок на
постоянные, самостоятельные изменения в различных социальных практиках путем превращения внешней необходимости во внутреннюю детерминанту поведения.
Разработана целостная система детерминации возникновения изучаемой потребности саморазвития личности, включающая внешнюю необходимость, внутреннюю необходимость, потребность развития, цели самосовершенствования, ориентации и установки на приобретение новых знаний и умений, мотивацию собственной активности по раскрытию индивидуальности личности.
Выделены и проанализированы основные противоречия становления потребности саморазвития личности, выражающиеся в ограниченном ее принятии на уровне сознания, не всегда реализующимся в соответствующих практиках; в принятии данной потребности в отдельном виде деятельности, а не во всех формах и практиках социального субъекта; зависимости степени ее развертывания от сохранения внешнего побуждения.
Исследовано противоречие в стереотипах восприятия содержания данной потребности и формах ее реализации; выделены и проанализированы основные типы детерминации становления потребности саморазвития личности: природосообразный, социально детерминированный и субъектный.
На материалах эмпирических исследований выявлены особенности представлений индивидов о развитии личности в современных условиях, выявлена роль этих представлений в определении стратегий саморазвития личности.
Научно-практическая значимость работы: в теоретическом аспекте работа представляет ценность как исследование формирования новых стратегий и способов взаимодействия индивида и общества, направленных на формирование и развертывания потребности саморазвития личности в
условиях ускорения темпов социально-экономических и культурных преобразований в мире и в нашей стране.
Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для решения следующих научно-практических вопросов: для систематизации и развития понятийного аппарата и методологической базы социологического анализа проблем личности в современном обществе, процессов социализации, взросления, формирования социальной компетентности; разработки теоретических и практических основ концепции саморазвития личности и решения методологических проблем ее конкретных социологических исследований. Материалы исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов «Социология личности», «Социальная антропология», «Социология образования». Кроме того, данные могут найти применение при разработке программ развития личности в образовательных учреждениях.
Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические положения и практические результаты, выводы, содержащиеся в диссертационной работе нашли свое отражение в вступлении автора на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также методических семинарах и форумах, посвященных проблемам развития личности и образования в современном российском обществе: международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов», Москва, 2001 г; международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов», Москва, 2002г; всероссийская научно-практическая конференция «Большой Урал — XXI век», Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2002г; международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов», Москва, 2003г.; «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития»//6 международная конференция памяти Л.Н. Когана, Екатеринбург, 2003 г.; международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по
фундаментальным наукам «Ломоносов», Москва, 2005г; «Кросс-культурные исследования: методология, опыт эмпирического анализа»// 8 международная конференция памяти Л.Н. Когана, Екатеринбург, 2005г.; «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология и опыт эмпирического исследования»// 9 международная конференция памяти Л.Н. Когана, Екатеринбург, 2006г.
Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.
Результаты исследований отражены в 7 публикациях автора по теме заявленного исследования.
Саморазвитие как категория социологического анализа: предметное поле и основные элементы его изучения
Современное общество характеризуется тем, что, оно, с одной стороны, представляет собой общество выбора. Особенности развития социального, технического прогресса привели к тому, что содержание и формы проявления повседневного сознания и поведения индивидов и общностей претерпевают значительные перемены. Устойчивость как одна из основных характеристик воспроизводства образцов, норм поведения ослабевает, что приводит к тому, что среди основных характеристик социального опыта индивидов и норм существования социальных общностей становится многообразие практик взаимодействия, противоречивость, непостоянство и изменчивость. Фактически ведущим способом организации жизнедеятельности социальных систем становится развитие.
С другой стороны, современное общество, как показал еще в 1986г. У. Бек в своей работе, является обществом «риска»1. Риск заключается в следующих чертах. Во-первых, изменчивость являет собой высокую степень неопределенности, риска ненаступления желаемых событий. Во-вторых, индивидуализированное современное общество «рискогенно» тем, что, в ситуации, когда индивид полагает исключительную зависимость собственных успехов и социальных контекстов от личных усилий, он утрачивает не только способность к коллективному поведению, но и фактически становится не в состоянии увидеть, что на него воздействую гораздо более изощренные и гибкие системы, подчиняя его решения и поведение собственным интересам . Указанные характеристики далеко не полно раскрывают суть «общества риска», но являются ключевыми для понимания и исследования вопросов развития и саморазвития личности.
Таким образом, современная ситуация требует от групп в целом и индивида в отдельности постоянно совершать собственные взвешенные выборы, в том числе биографически определяющие, практически в любой повседневной деятельности. В работах таких мыслителей, как 3. Бауман, К. Мангейм, Э. Тоффлер, Э. Фромм, Ф. Фукуяма показано, что в условиях возрастающего многообразия и ускорения протекания социальных процессов, индивиды все больше начинают ощущать необходимость отражения и выделение собственной уникальности и отличий индивидуальных форм поведения и сознания от других . Социальная реальность требует от индивида активного участия в конструировании собственной повседневности. Становится очевидным, что это требует от индивида активного анализа, понимания собственной особенности, поведения, с одной стороны, с другой — для принятия адекватных взвешенных решений и выборов индивиду необходимо понимать особенности и закономерности функционирования и изменяемости той среды, в которой он проявляет жизненную активность.
В итоге, основное противоречие существования современного человека заключается в том, что постоянно приходится отвечать на вопрос о том, кто является объектом выбора, в какой мере он сам способен им быть. Возникает задача исследования и развития такой способности, которая обеспечит ему готовность к изменяющейся ситуации при сохранении собственных целей и пути. Фактически такой способностью становится саморазвитие. Э.В. Сайко отметил, что в современном обществе «смысл человека как субъекта культуры — это его возрастающая способность быть субъектом собственного саморазвития» . В данном случае способность понимается не в качестве психологической детерминанты поведения, а как формально-функциональное и содержательное описание активности индивида. Формально-функционально это обозначает, что деятельность индивида имеет внутреннюю детерминацию, без внешнего принуждения; с содержательной — такой уровень организации активности, при котором поведение индивида является свободным и направленно к реализации свободного волеизъявления.
Для того, чтобы выявить сущность саморазвития как социокультурной ценности необходимо обратиться к анализу более общих понятий, а именно «развитие» и «развитие личности».
Вопросы, касающиеся анализа сущностных характеристик развития (в том числе не только социальных субъектов), имеют социально-философские корни. С точки зрения общефилософского анализа развитие есть процесс движения, качественного преобразования социальных субъектов. Развитие определяется как процесс, присущий всем живым системам, в том числе социальным образованиям и индивидам. Одновременно, оно есть состояние системы, противоположное стабильности, воспроизводству.
Таким образом, деятельность любого социального субъекта имеет фактически два режима (способа) проявления: она ориентирована либо на функционирование, либо на развитие. Тем не менее, оба режима жизнедеятельности субъекта диалектически связаны между собой.
Функционирование как процесс представляет собой воспроизводство определенных схем, стереотипов взаимодействия субъекта с окружающей средой, а также основных составляющих элементов сознания и поведения между собой. Это позволяет индивиду или социальной общности легко и быстро реагировать на происходящие события и эффективно действовать в относительно стабильных условиях внешней среды.
Сущность и содержание потребности саморазвития личности
Исследование процесса саморазвития личности необходимо требует выявления основных детерминант, определяющих его содержание и направленность. В основании системы детерминации всякой деятельности человека лежит соответствующая потребность. Таким образом, процесс саморазвития личности фактически подготовлен и обусловлен наличием в системе детерминации поведения индивида специфической потребности саморазвития.
В настоящее время в отечественной и зарубежной социологической литературе термин «потребность саморазвития» используется редко. Существуют попытки анализа потребности развития личности, где саморазвитие рассматривается лишь как сопутствующий процесс. Часто при этом содержательно развитие не отличается от процесса саморазвития.
В целом проблеме потребностей в социальных науках посвящено значительное количество исследований. Большинство наиболее значительных из них было проведено до середины 90-х годов. Сложилось несколько подходов к анализу данной категории, которые используются исследователями сегодня. Среди них можно выделить три основные подхода к анализу сущности потребности как детерминанты деятельности индивида.
Значительная часть специалистов, особенно зарубежных, считают, что потребность есть некая нужда, дефицитарное состояние, которое обусловлено определенными условиями бытия индивида. При этом внешние условия обладают для индивида принудительной силой. С этих позиций потребность рассматривается, как объективное явление, существующее и возникающее независимо от воли индивида, но активно и непрерывно определяющее его поведение. Получается, что потребность — это состояние объекта, как существующее, необходимое для элементарного выживания субъекта в среде, но при этом в конкретный момент отсутствующее. Содержание потребности, в свою очередь, является в качестве объективно существующих условий жизни и деятельности индивида, с фатальной необходимостью определяющих смысл и содержание поступков индивида. Таким образом, получается, что среда постоянно предъявляет к индивиду определенные требования по использованию ресурсов внешнего порядка.
Анализируя данный подход, хочется подчеркнуть, что, несомненно, поведение индивида — это продукт окружающей его среды, но при этом возникают следующие вопросы и противоречия. Внешние условия существования субъекта могут оказывать побуждающее воздействие к действию, а также создавать условия реализации самой активности. Но при этом, вызывает сомнение утверждение, что условия существования сами по себе являются потребностями или единственной детерминантой, определяющей сущность потребностей.
Традиционно многие исследователи также рассматривают потребность как особое состояние индивида, которое вызывает его определенную активность. Суть данной позиции заключается в том, что потребность рассматривается как некое субъективное состояние. Действительно, в потребности проявляется нужда, зависимость личности от объективных условий ее существования и развития, но эта нужда субъективно переживается личностью как недостаток, который нужно преодолеть . Исследователи определяют данное скорее как психическое, эмоциональное состояние человека, которое сопровождается беспокойством, чувством тревоги, неудовлетворенности. Потребность воспринимается как некая субъективная реальность, подобная таким психосоциальным образованиям, как чувства, представления, мысли. «Это такое состояние субъекта, которое направлено на предмет удовлетворения» (В.А. Канабадзе В.А., Н.С. Кузнецов).1 Оно, в свою очередь, предполагает наличие некоторого волевого усилия, желания. Поэтому чаще всего данную позицию разрабатывают психологи (Д.И. Дубровский, К.Левин, А.Н.Леонтьев). Субъект в данной концепции имеет приоритетное положение. Потребность характеризуется как такое состояние сознания индивида, которые фактически самостоятельно определяет ситуацию как требующую определенного действия. Внешние условия бытия имеют только фоновую силу и характер, определяя только конкретные нюансы реализации содержания потребности. Но такой подход не отвечает на вопрос о механизмах возникновения социальных потребностей и факторах, ее обусловливающих.
Поиск взаимосвязи объективного и субъективного в определении сущности потребности, внешних и внутренних характеристик привел к тому, что ряд исследователей предложили рассматривать потребность не как состояние объекта или субъекта деятельности, но как специфический вид отношений между ними. С.Л. Рубинштейн писал, что потребности индивида фактически «выражают его практическую связь с миром и зависимость от него»1. Исследователь нечетко разводит объективную и субъективную сторону потребности, тем не менее указывает на присутствие обеих характеристик. Он отмечает, что «наличие у человека потребности свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его..; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо»2. Последующие исследования психологов, социологов, философов в данном направлении, позволяют говорить о том, что в самом общем виде потребность есть субъект-объектные отношения (А.Г. Здравомыслов А.Г., А.В. Меренков, Уледов) . Как отмечает Здравомыслов, «потребность есть внутренний стимул всякой жизнедеятельности. но одновременно она есть отношение организма, субъекта к необходимым условиям бытия»4. Тем не менее, внутри данного подхода также нет единства. Различные школы трактуют по-разному взаимосвязь субъекта и объекта потребности и механизм формирования и развертывания потребности. Первое из этих направлений основано на том, что потребность — это особое отношение между объектом и субъектом, где ведущая роль все же принадлежит объекту. «Объект как бы «навязывает» свои свойства субъекту и полагает необходимость их принятия, учета».1 Упрощая схему, можно сказать, что связь между субъектом и объектом формируется в процессе взаимодействия индивида и объекта потребности, тогда в ситуации происходит преломление свойств объекта в сознании индивида. Таким образом, формируется потребность.
С позиций современных подходов ведущая роль принадлежит напротив -субъекту. При таком подходе субъект не просто с необходимостью воспринимает окружающую реальность. Он наделен правом выбора, на основании которого субъект изначально конструирует сам объект. Тогда стимулом к возникновению потребности будет некая субъективная основа (психобиологическая), а вот условия и способы ее реализации будут обусловлены отношениями и специфическими (конкретными) формами и содержанием человеческой жизнедеятельности.
Особенности и противоречия представлений о сущности и содержании процесса и потребности саморазвития личности у современных горожан
Теоретическая модель саморазвития как процесса, с одной стороны, представляет собой отражение дискурса, присутствующего в общественном и научном сознании и активно транслируемого через каналы массовой социальной коммуникации, с другой, саморазвитие часто рассматривают как особый вид активности индивида, нередко находящийся в противоречии и оппозиции повседневному опыту человека.
Для проверки данной гипотезы на этапе сбора информации был использован метод глубинных интервью, что позволило выделить роль и место процессов и практик, связанных с саморазвитием личности в структуре повседневной жизнедеятельности индивидов. При этом в ходе беседы задавались как косвенные, так и прямые вопросы (очень редко в целях снижения эффекта «ситуации интервью», когда информант вынужден активно включаться в процесс рассуждения над «навязанной ему темой и терминологией»), которые способствовали размышлению индивидов о том, как возникает потребность саморазвития, как данный процесс развертывается в практике индивида, и что является эмпирическими показателями его реализации, активной фазы и завершения. Данная техника позволила оценить роль и место процесса саморазвития в соответствии с логикой и особенностями жизнедеятельности и мышления самих субъектов практик. Такой подход обеспечил концентрацию индивидов на своем опыте, поиске идентичностей и связи событий и явлений во временной, пространсвеной и исторической перспективе. В ходе подобных интервью информанты затрагивали контекст более широкий, чем конкретные примеры и практики собственной жизни. В ходе проведения интервью удалось обнаружить и стереотипные представления о саморазвитии личности и выявить более глубокие реальные характеристики процесса. В ходе анализа полученных данных было определено, что место и роль саморазвития в системе жизненного потока человека определяется фактически тремя магистральными факторами:
— особенностями современного общества и ценностью саморазвития личности как социальной детерминанты,
— ценностной направленностью самого индивида, т.е. уровнем его социальной компетентности и системой ценностей, которая определяет степень «нормативности» и возможности поведения индивида;
— биографическим контекстом, индивидуальными условиями жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее; при этом, было обнаружено, что ведущую роль играет первый фактор.
В ходе беседы информанты давали в чем-то похожие, в чем-то существенно различающиеся оценки аспектов процесса саморазвития, но при этом анализ полученных данных позволил выделить наиболее значимые и сильные элементы процесса и детерминанты его формирования.
Когда речь идет о развитии человека то, стереотипы часто переплетаются с более глубокими представлениями, оценками и личностными характеристиками. Так, на поверхности рассуждений и осознании, информанты (и те, кто «отсеялся» на этапе предварительного интервью, и те, с кем были проведены полноценные биографические интервью в несколько итераций) фактически единодушно отмечали, что развитие личности — это естественный, необходимый и имманентно присущий процесс бытия человека вне зависимости от времени (эпохи), места и уровня (социально-демографических, психологических и прочих особенностей) его жизнедеятельности.
«. развиваться надо всегда, кем бы ты ни был, как бы не складывалась твоя судьба. » (ж, 28л, учитель);
«. развитие — это движение, и пока человек живой — он всегда развивается» (м, 32г, юрист). Таким образом, на первый взгляд, действительно, получается, что развитие является неотъемлемой частью бытия человека и даже сущностью этого бытия. Тем не менее, более глубокий анализ и размышления приводят к ряду противоречий, и сами информанты утверждают, что «.. далеко не каждый способен развиваться», «. а сколько людей вокруг, которые спокойно живут, как в болоте, и никакое развитие им, нафиг, не нужно, да и не грозит». И в таком случае, становится очевидным, что развитие приобретает некий определенный статус («не каждый, нафиг не нужно, не всем дано, надо отличать, где человек развивается, а где так, как в болоте»), место («не во всех случаях развиваюсь, это очень важно для меня, что-то особенное делаю») и роль («помогает мне быть в теме, становлюсь лучше как-то». ) в жизни человека. При этом данный процесс имеет определенную смысловую и эмоциональную окраску, нередко также.
Указанное выше противоречие между очевидностью смысла и роли саморазвития в жизни человека и сложностями его четкого определения можно было бы объяснить тем, что индивиды подменяют фактические понятия: развитие как процесс и одновременно качество присущее всем живым системам и развитие личности, как предметный специфический вид деятельности индивида. И отчасти это действительно так. Однако, рассматривая данный процесс в контексте целостной биографии индивида, можно обнаружить, что понимание развития личности у современных индивидов (возможно далеко не у всех) выходит за рамки механистического представления о простых количественных изменениях био- психо- или социального характера. Развитие тесно связывается с некоторыми качественными метаморфозами в жизни человека, которые целостно охватывают всю его жизнедеятельность и активность, также как сами индивиды склонны, чаще всего, рассматривать влияние этих перемен на свою жизнь в целом.
Основные противоречия становления потребности саморазвития личности
Анализ вопросов становления потребности саморазвития, а также сложностей и противоречий реализации самого процесса в современных социальных условиях большого города требует описания и анализа основных элементов.
Становление как категория социально-философского анализа предполагает комплексное понимание и выделение различных этапов и элементов. Мы в данное понятие включаем три этапа: возникновение, т.е. условия, источники и ситуации; собственно этап становления, т.е. этап, когда потребность становится осознаваемой индивидами и превращается, по сути, в управляемый элемент детерминации, т.е. на данном этапе исследовательская задача состоит в поиске, анализе и конструировании модели основных факторов, и третий этап — мотивация ее развертывания, т.е. модели удовлетворения потребности. В итоге, ключевой вопрос — это изучение элементов детерминации становления потребности саморазвития. Одновременно, такой подход предполагает понимание и изучение не только сущности и противоречий становления потребности саморазвития, но ее содержания и форм.
Традиционно выделяется две группы детерминант, которые условно обозначаются как внешние и внутренние факторы становления потребности саморазвития. Первые имеют независимое от воли и сознания индивида существование и развитие, вторые — напротив, тесно связаны с индивидуальными особенностями сознания и поведения человека.
Предыдущие размышления привели к выводу, что саморазвитие представляет собой достаточно неоднозначный феномен, который существует на том противоречии, что развитие личности всегда есть проблема соотношения индивидуального и социального, внутреннего и внешнего воздействия. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту выделения факторов, такое определение и разграничение их представляется неудовлетворительным, поскольку при таком подходе мы не имеем возможности обнаружить реальное влияние факторов той или иной группы.
Первым элементом становления любой потребности является осознание (признание) индивидом необходимости. В зависимости от того, каким образом необходимость будет проявляться в повседневной жизни человека и определяться им, зависят последующие этапы и особенности становления данной потребности.
Первое ключевое противоречие связано с источниками, элементами необходимости. При этом, если внешняя необходимость имеет достаточно однозначное определение и четко осознается индивидами, то внутренняя необходимость представляется неоднозначной. Противоречие заключается в том, что в настоящее время в общественном сознании сложилось несколько одновременно существующих и имеющих одинаковую силу дискурсов о сущности саморазвития. Так, один дискурс имеет ярко выраженный социально-нормативный характер. Он имеет достаточно глубокие корни в социальной организации и идеологии еще далекого прошлого организации совместной деятельности индивидов. Интерпретации связаны с пониманием социального процесса, улучшения, совершенствования, признания настоящего несовершенным и ориентацией в будущее время с надеждой на лучшее. Такое понимание до сих пор активно продвигается посредством социальных институтов, связанных с образованием, воспитанием и управлением. Социальная организация является «силой» (внешней по отношению к индивиду с точки зрения ее существования и возникновения), но внутренней по сути организации жизнедеятельности каждого индивида в рамках конкретных социальных общностей. Второй дискурс индивидуализирован, саморазвитие есть неотъемлемая часть бытия современного человека и связано с его готовностью и стремлением к поиску индивидуальных средств и способов организации собственной жизни. Готовность к активности по самоизменению обеспечивается глубокой рефлексией и развитым социально-критическим мышление у индивида.
При этом, хотелось бы подчеркнуть, что это не два параллельно существующих понимания, но присутствующие одновременно в сознании индивидов интерпретации.
Соответственно, мы сталкиваемся с тем, что объект и предмет потребности саморазвития в массовом сознании имеют неопределенный характер, в зависимости от ситуационной составляющей они могут меняться местами. С одной стороны, активность индивида, определяемая как саморазвитие, может быть направлена на освоение социально-нормативной базы, и в результате обеспечить конформный уровень адаптации и социализации индивида. С другой стороны, объектом потребности саморазвития признается организация индивидуального жизненного пути.
Второй вопрос, который возник при анализе полученных в ходе интервью с различными субъектами данных, заключается в том, является ли саморазвитие реальным социальным процессом или представляет собой определенный дискурс, спровоцированный современным этапом развития общества? Саморазвитие признается и определяется как особенность социальной организации поздней современности, а в условиях российской действительности — является также необходимостью. При этом возникает несколько противоречий.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Основы саморазвития личности
Основы саморазвития личности |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |
1.1 Информационный материал. Проблема личности в психологииЛичность — одна из самых сложных категорий научной психологии, используемая для оценки специфических аспектов, психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. Основные понятия главы: личность, индивид, субъект, индивидуальность, теории личности, саморазвитие, развитие, становление, формирование, ценностные ориентации, мотив, потребность, воля, целеполагание, личностные смыслы, самоутверждение, самосовершенствование, самопознание, Для того чтобы осуществить всестороннюю характеристику категории «Личность», необходимо представить ее определение и разграничить такие понятия как «Индивид», «Субъект деятельности», «Личность», «Индивидуальность» и выявить их соотношение между собой. Личность характеризуется: Индивидом рождаются, личностью становятся в системе социальных отношений. По мнению гуманистов, структуру самости составляют: Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как индивидуальность, тождественная человеческому роду. Проблема личности в зарубежной и отечественной психологии. От развития к саморазвитию В данном учебном пособии мы остановимся лишь на тех концепциях, в которых, так или иначе, затрагиваются вопросы саморазвития. Характеристика зрелой личности по теории Г. Олпорта: В концепции Зигмунда Фрейда, личность представляет собой сложный ансамбль непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики, которым соответствуют биологические (инстинкты) и социальные (нормы, запреты), тенденции развития. Раймонд Кэттелл рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы динамических черт. А. Маслоу описывает 16 характеристик, свойственных самоактуализирующимся людям: Эрих Фромм описал три механизма «убегания от свободы», которые можно рассматривать как выражение определенной позиции личности: авторитаризм, деструктивность и слепое подчинение нормам. Высший итог личностного развития, по Э. Фромму, — позитивная свобода, требующая спонтанной субъектной активности. Идея о том, что личность всегда дана в общении, в обращенности к «Другому», была сформулирована крупными российскими мыслителями XX века М.М. Бахтиным и Л.С. Выготским: «Я осознаю себя и становлюсь самим собой только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого. Быть — значит общаться. Быть — значит быть для другого и через него для себя». Факторы развития личности Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность. Содержательная сторона понятия «саморазвитие»: движущие силы и механизмы саморазвития Анализ научных философских и психологических категорий позволяет увидеть, что на современном этапе становления научного знания обнаруживается активное использование понятий «саморазвитие», «самодвижение», «самодетерминация» и других «само-«. Зарождение и активное использование терминологии (само-) состоит в том, что она «указывает на некие повороты в философском мышлении, на определенную стилистику переосмысления таких понятий, как детерминизм, бытие, системность, законосообразность». Самоутверждение Самосовершенствование Самоактуализация Механизмы саморазвития 1.2 Контрольные вопросы1. Дайте определение личности и раскройте это понятие. 1.3 Задания и упражнения1. Для более глубоко понимания теории саморазвития личности, предлагаем Вам обдумать и решить следующие задачи: Источник http://www.dslib.net/sociologia-kultury/protivorechija-stanovlenija-potrebnosti-samorazvitija-lichnosti-v-sovremennyh-uslovijah.html Источник http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/154-obshhaya-psixologiya/4175-osnovy-samorazvitiya-lichnosti Источник |