Прокачиваем тормоза своими руками за 30 минут
Ремонт
Автор 7-gear На чтение 7 мин Просмотров 514 Опубликовано 6 августа, 2023
Выполняя ремонт тормозной системы, практически во всех ситуациях прокачивают тормоза. Это важный этап обслуживания автомобиля, так как он отвечает за безопасность движения и сохранность жизней пассажиров. В этой статье, рассмотрим, как прокачать тормоза и можно ли это сделать в одиночку. Также рассмотрим ситуации, когда не прокачивается система.
Тормозная система автомобиля: что нужно знать
В каждом автомобиле имеется гидравлическая тормозная система. Она состоит из:
- главного тормозного цилиндра;
- распределителя тормозов, управляемого от крена кузова авто;
- рабочих цилиндров на задних и передних колесах;
- вакуумного усилителя;
- антиблокировочная система;
- расширительного бачка.
Все компоненты соединены стальными или медными трубками и разделены попарно на переднюю и заднюю ось. Трубки идут от ГТЦ на рабочие узлы. Жидкость заливается в бачок главного тормозного цилиндра, оснащенного крышкой с сапуном. Пользователь заливает ее в бачок и проводит прокачку тормозов. Важно понимать, что компоненты оборудования расположены на разных уровнях, поэтому в пустой системе или при ее временной разгерметизации всегда есть воздух. При этом, неважно, какие детали были заменены, так как воздух в системе самостоятельно выйти не может ему необходимо помочь.
Почему тормозную систему нужно прокачивать
Необходимость прокачки тормозной системы объясняется тем, что при наличии воздуха не поршни рабочих цилиндров не будет создавать нужное давление, и одно из колес не будет тормозить вовсе, или будет это делать крайне плохо. Проблема еще в том, что воздушная пробка не стоит на месте, надавливая на педаль тормоза, она способна перемещаться из одного компонента оборудования в другой, создавая, тем самым, дополнительные проблемы. Уменьшение усилия или запаздывание срабатывания цилиндров приводит к увеличению тормозного пути автомобиля.
Воздух в системе: как проявляется и как избавиться
Прокачка тормозной системы поможет избавиться от воздуха и обеспечить уверенное торможение в любой ситуации. По этой причине очень важно регулярно проверять работоспособность оборудования и то, чтобы оно работало правильно. Выявить наличие воздушной пробки в трубках несложно по ряду признаков:
- Увеличение свободного хода педали на величину, пропорциональную объему воздуха.
- Педаль тормоза слишком мягкая, не ощущается усилия, которое должно быть.
- Педаль заваливается и не возвращается в исходное положение.
Ездить с такими тормозами категорически запрещено, так как увеличивается риск аварии. Необходимо выявить причину появления воздуха в системе и оперативно устранить ее, далее, произвести прокачку тормозов в правильной последовательности. Это важно, так как если воздушная пробка не будет удалена, есть риск ЧП. Прокачивают тормоза обычно от дальнего колеса к ближнему и эта методика описана в руководстве по ремонту и обслуживанию авто.
Необходимый набор инструментов для прокачки тормозов
Нам потребуется для прокачки тормозов комплект инструментов и соответствующего оборудования. В него будет входить:
- накидной ключ на 8 или 10 для откручивания штуцеров прокачки тормозной системы;
- шланг резиновый или силиконовый 8х6 мм для слива или нагнетания жидкости в зависимости от методики;
- емкость для сбора старой и перелива новой жидкости;
- ветошь для удаления остатков вещества.
В мастерской или гараже для прокачки тормозов лучше иметь ремонтную яму или эстакаду, но можно обойтись и домкратом, размещая автомобиль в горизонтальной плоскости.
Общие правила прокачки тормозов
Чтобы успешно прокачать тормоза, необходимо соблюдать несложные правила:
- Использовать для прокачки новую жидкость.
- Строго соблюдать схему прокачки.
- Выполнять прокачку до того, пока полностью весь воздух не выйдет из контура.
- Производить тщательную проверку работоспособности системы после замены тормозной жидкости.
Прокачка тормозной системы без ABS
Если в вашем автомобиле нет АБС, то прокачка выполняется обычным способом, но конкретный способ выбирается в зависимости от наличия помощника. Чтобы прокачать тормоза одному, необходимо воспользоваться шприцом или бруском, но лучше выполнять эту процедуру вдвоем, так как напарник будет чувствовать степень усилия, создаваемого жидкостью, в то время как первый человек будет следить за выходящими пузырьками и управлять штуцером.
Схема прокачки
На автомобилях без антипробуксовочной системы последовательность прокачки тормозов должна соответствовать выбранному способу. В любом случае схема прокачки должна быть диагональной, то есть, сначала мастер прокачивает заднее правое, переднее левое, заднее левое и только потом переднее правое колеса, то есть от самого дальнего цилиндра к ближнему. Кто-то скажет, что неважно, с какого колеса начинать прокачку тормозов. На самом деле имеет значение.
Последовательность действий — как правильно прокачать тормоза
Правильный порядок прокачки тормозов исключит вероятность попадания воздуха в систему при выполнении обслуживания авто. И он состоит из следующих шагов:
- Сначала необходимо открутить штуцеры со всех колес и слить старую жидкость из системы, замещая ее новой. То есть, слили полбачка и залили новой доверху, потому повторили процедуру.
- Начинать прокачку нужно с дальнего колеса, то есть, заднего правого. На цилиндре необходимо снять заглушку и надеть шланг.
- Помощник нажимает на педаль 3-4 раза и удерживает с последним нажатием.
- Первый ремонтник откручивает штуцер и спускает воздух.
- Процедура повторяется до тех пор, пока воздух не будет удален из этой линии.
- Переходят на заднее левое колесо и повторяют действия и так с каждым колесом.
Как прокачать тормоза без помощника
Если помощника нет, то как прокачать тормоза одному человеку. На самом деле нет ничего сложного. Можно воспользоваться методикой со шприцом. Происходит все следующим образом:
- Доливают жидкость до рубчика.
- Берут другую крышку от бачка и вставляют в нее шприц, соединение должно быть герметичным.
- Набирают в шприц жидкость и надевают крышку на бачек.
- Надевают шланг на штуцер прокачиваемого колеса и опускают второй конец в емкость с жидкостью.
- Откручивают штуцер так, чтобы жидкость вытекала тонкой равномерной струей.
- Надавливают на шприц, чтобы прогнать жидкость по всей системе вместе с воздушными пузырями.
- Закручивают штуцер и повторяют действия с другими колесами.
Подобная система для прокачки тормозов достаточно удобна, но не позволяет в процессе работы ощущать степень усилия и контролировать выход пузырей.
Прокачка главного тормозного цилиндра
После замены тормозной жидкости, ремкомплекта рабочих цилиндров иди установки новых деталей оборудования требуется прокачка колес и главного тормозного цилиндра. Прокачать этот узел также не составит труда. Для этого необходимо также накачать педаль и поочередно откручивать трубки, сначала ближние, затем дальние.
Прокачка тормозной системы с ABS
Как правильно прокачать тормоза на автомобилях с системой АБС? Процесс удаления воздуха из тормозного контура на этих машинах ничем не отличается, но порядок прокачки несколько иной. Так как между передним и задним контуром стоит регулятор, то необходимо качать заднее правое, затем левое, потом только переднее правое и в конце левое. Прокачать тормозную систему также можно в одиночку по тому же принципу или с напарником. Чтобы прокачать тормоза в машинах с антипробуксовочной системой, необходимо включить зажигание, так как только в таком положении будут открыты клапана подачи жидкости.
Передние колеса
Прокачка передней оси начинается с дальнего колеса, чтобы постепенно выгнать воздух из оборудования, заполняя жидкостью больший объем системы. Одновременно с прокачкой рекомендуется проверить работу поршней цилиндра. Для этого его нужно вдавить и педалью тормоза выдавать обратно. Инструмент подсовывается между пластиной колодки и тормозным диском.
Задние колеса
В машинах с дисковыми задними тормозами есть регулятор, на котором также может быть смонтирован штуцер для прокачки тормозов. Это следует учитывать, так как в устройстве присутствуют полости, в которых гарантированно будет воздух. Чтобы прокачать задние тормоза на подвешенном авто, необходимо вручную открыть клапана, утопив шток регулятора на распределителе.
Инструкция по покачиванию тормозной системы в 12 простых шагов
Прокачать тормозную систему в домашних условиях не так уж и сложно
Тормозная система состоит из педали тормоза, трубок по которым течет гидравлическая жидкость (тормозуха, тормозная жидкость), суппортов, колодок, четырех дисков или тормозных барабанов. Тормозная жидкость в системе нужна для передачи усилия прикладываемого при давлении на педаль тормоза тормозным колодкам. При нажатии на педаль тормоза в главном тормозном цилиндре сдвигается поршень, который создает давление в системе толкая «тормозуху» по магистралям (трубкам). Под создаваемым давлением жидкость давит на поршень тормозного суппорта, а тот сдавливает тормозные колодки сжимая тормозные диски автомобиля или приводит колодки в контакт с тормозными барабанами.
Зачем менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость — источник жизненной силы тормозной системы, рассчитанный на нормальную работу в течение нескольких лет, прежде чем потребуется замена. По истечении времени тормозная жидкость теряет влагостойкость и начинает поглощать воду, что увеличивает тормозной путь и разъедает стыки системы приводя к ее разгерметизации. Увеличение влаги в системе на 3 % понижает порог кипения на 30-50 %. При кипении в тормозной жидкости появляются пузырьки воздуха из-за чего, опять же, увеличивается тормозной путь. Понять, что тормозная жидкость нуждается в замене, можно по «западающей», мягкой педали тормоза или проверив специальным тестером процент собравшейся в ней влаги.
Меняется тормозная жидкость по регламенту производителя. Цель замены — продление срока жизни тормозов и предупреждение нежелательного ремонта. У обычных машин срок составляет от 50 до 60 тысяч километров или раз в два года. В спортивных автомобилях замена рекомендуется раз в 15 тысяч километров из-за интенсивной эксплуатации тормозов.
Зачем нужна прокачка тормозной системы?
Важная часть процесса замены тормозной жидкости — прокачка системы для избавления от захваченного воздуха и частиц старой «тормозухи».
Прокачивать систему нужно, если ремонтировались тормоза, менялись диски, или весь тормозной комплект, например, заводской комплект заменен на спортивный, как в этой статье. Если менялись только колодки, и педаль не западает, прокачка не требуется.
Тормоза прокачиваются как вручную, так и специальным оборудованием, цена которого от 3 500 рублей до 25 000 рублей.
Расскажем, как прокачивать тормоза вручную.
Для прокачки потребуется:
• прозрачная трубка 0.5 см. в диаметре
• 1 литр такой же тормозной жидкости, какая уже залита, для долива
• пустая прозрачная емкость
Инструкция по замене тормозной жидкости
ШАГ 1. Обратитесь к руководству пользователя, чтобы узнать, какой тип тормозной жидкости требуется автомобилю.
Тормозная жидкость различается по стандарту изготовления: SAE, DOT, и по классификации, например, DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1. Классы делятся на группы: для автомобилей с АБС и без АБС. Разные типы тормозной жидкости плохо смешиваются, будьте внимательны в выборе. Поинтересуйтесь на форумах или обратитесь к автомобильным каталогам, чтобы узнать какая жидкость рекомендуется производителем. Жидкость хорошего качества стоит не дорого. Для полной замены требуется две или три бутылки по 1 литру.
Доливать более высокий класс жидкости в более низкий можно, но не наоборот. DOT-5.1 можно доливать DOT-3, DOT-4, DOT-5, но уже DOT-5 в DOT-5.1 доливать нельзя.
ШАГ 2. Ослабьте колеса и поднимите автомобиль на ровной твердой поверхности, на полу гаража или подъездной дорожке, закрепив четырьмя стойками домкрата в местах подъема. Если домкрат всего один, поставьте под машину подпорки из шлакоблоков или иных устойчивых, крепких элементов. Находясь в воздухе автомобиль не должен шататься, чтобы не свалиться вам на голову. Будет грустно, если опора не выдержит.
Снимите все четыре колеса.
ШАГ 3: Найдите каждый из четырех стравливающих винтов суппорта. На рисунке выше показан винт и его типичное расположение. У барабанных тормозов винты для удаления воздуха аналогичны. Попытайтесь осторожно их ослабить. Если винты не поддаются, видимо они прикипели или заржавели — не прикладывайте много силы — сорвете резьбу. Лучше обработайте средством от закипания WD-40 или иным средством для заржавевших болтов и гаек. Дайте средству впитаться в течение получаса, а затем попытайтесь ослабить винт вновь. Если ничего не получается или резьба все-таки сорвалась, остановитесь и отвезите машину на станцию техобслуживания, пусть специалисты ослабят винты или восстановят сорванный узел.
Ослабив каждый винт для удаления воздуха, снова затяните — так мы проверим поддаются ли они регулировке. Выпускать воздух будем с каждой стороны отдельно, остальные винты должны быть закрыты, чтобы воздух не всасывался в систему. Воздушные пузырьки — враг тормозных систем, из-за них педаль тормоза становится мягкой, а тормозной путь увеличивается.
ШАГ 4. Поднимите капот и проверьте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Расположение бачка указано в руководстве пользователя. Добавьте свежую жидкость, если уровень в бачке ниже рекомендованной линии, убедившись, что она подходит автомобилю (см. Шаг 1). Если цвет залитой жидкости отличается от цвета той, что собираетесь залить, насторожитесь. Во время прокачки тормоза колпачок главного цилиндра должен быть отвинченным, но не снятым.
Каждая сторона прокачивается в правильной последовательности. По классике, вначале прокачивается тормоз, наиболее удаленный от главного цилиндра. Для некоторых автомобилей порядок прокачки может отличаться — точная информация доступна в заводском руководстве или в отделе обслуживания дилера.
Посмотрите классическую схему последовательности прокачки.
ШАГ 5: Плотно установите один конец куска прозрачной трубки, примерно 0,5 см в диаметре, на конец винта из которого будет вытекать жидкость, а другой конец опустите в емкость с тормозной жидкостью — подойдет пластиковая бутылка. Емкость можно взять пустую, но тогда убедитесь, что трубка достаточно длинная, чтобы повесить емкость выше высоты винта; это предотвратит попадание воздуха, попавшего в трубку, обратно в суппорт.
ШАГ 6: Зовите помощника. Выключив двигатель автомобиля, попросите товарища прокачать педаль тормоза несколько раз, пока не почувствует твердое сопротивление педали под ногой. Когда твердое сопротивление педали достигнуто, помощник должен крикнуть «Готово!» или другое кодовое слово, и не отпускать педаль тормоза.
ШАГ 7: Пока помощник удерживает педаль, немного открутите выпускной винт. Жидкость пройдет через прозрачную трубку, и педаль начнет падать в пол. При этом помощник должен сохранять давление на педаль.
ШАГ 8: Непосредственно перед тем, как педаль достигнет пола, помощник должен крикнуть «Пол!» или «Дно!». Быстро закройте сливной винт в тот момент, когда услышите это предупреждение. Теперь проверьте уровень жидкости в бачке главного цилиндра; добавьте жидкость, если ее стало меньше.
ШАГ 9: Повторите шаги с 6 по 8, не меньше пяти раз на одном суппорте, пока в жидкость, находящуюся в емкости не перестанут попадать пузырьки воздуха, протекающем через прозрачную трубку. Если емкость пустая, то пузырьки должны исчезнуть из жидкости льющейся по трубке.
ШАГ 10: Повторите шаги с 6 по 9 на оставшихся трех суппортах в правильной последовательности. Первой идет самая дальняя сторона от главного цилиндра, затем самая ближняя, затем самая дальняя и опять самая ближняя.
ШАГ 11: Закончив прокачку со всех четырех сторон, попросите помощника приложить все усилия к педали тормоза с последующим резким сбросом этого усилия. Наблюдайте за движением жидкости в бачке главного цилиндра — если она резко выплескивается, в системе все еще остаются пузырьки воздуха. Повторите процедуру прокачки, чтобы удалить оставшийся воздух. Если жидкость «не делает резких движений» прокачка удалась.
ШАГ 12: Дважды проверьте, что все винты затянуты. Затягивайте винты крепко, но без фанатизма. Поздравляем, дело сделано!
Замечания и вопросы оставляйте в комментариях.
Источник https://proavtomaster.com/remont/prokachivaem-tormoza-svoimi-rukami-za-30-minut
Источник https://zap-online.ru/info/poleznye-sovety/instrukciya-pokachki-tormozov
Источник