Почему скрипят тормоза автомобиля и как с этим бороться

Почему скрипят тормоза автомобиля и как с этим бороться

Очень неприятно, когда о каждой вашей попытке затормозить тут же узнает вся улица. Еще неприятнее понимать, что скрип тормозов – это вид неисправности и неизвестно, чем все это в конце концов закончится. «Авто 24» рассказывает, почему скрипят тормоза и что с ними в таком случае делать.

Журналистам «Авто 24» не раз приходилось бывать в лабораториях и на полигонах, где ведущие компании-производители автокомпонентов разрабатывают автомобильные тормоза. И каждый раз конструкторы нас удивляли, рассказывая, сколько усилий они тратят на борьбу со скрипом. Оказывается, тормозов без этого явления не бывает.

Природа писка одна и та же и у дисковых, и у барабанных тормозных механизмов. Очень часто из-за особенностей приобретенных колодок пищат в целом исправные тормоза.

Кто скрипит

С инженерной точки зрения скрип колесного тормозного механизма – естественный процесс. Дело в том, что писк – это вибрации, а вибрации лежат в основе процесса торможения. Для тех, кому интересно, мы тут расскажем о сути неприятных звуков в тормозах. Другим предлагаем сразу переходить к следующей главе.

Уже больше ста лет тормоза автомобиля устроены принципиально одинаково. Рядом с колесом есть гладкая металлическая деталь, которая вместе с ним и вращается – барабан или диск. И есть тормозные колодки, которые с силой к этой гладкой детали прижимаются и останавливают ее вращение силой трения.

Зимние шины при плюсовой температуре хуже держат автомобиль при маневрах, тормозной путь удлиняется. Потому ездить на зимних шинах летом опасно!

Процесс затормаживания диска (для простоты описания забудем о барабане) происходит следующим образом: под давлением поршня гидропривода колодка на суперкороткое, в несколько миллисекунд, мгновение прилипает к диску, а затем срывается. Диск проворачивается на определенный угол, колодка снова на микросекунду прикипает к нему, тот снова «вырывается» — и так с частотой в сотни и тысячи раз в секунду. В определенном диапазоне частот колодка начинает работать как динамик аудиосистемы – человеческое ухо слышит эти вибрации как скрип.

Читать статью  Барабанные тормоза устройство гольф 2

Колодки должны изнашиваться равномерно. Если это не так, нужно очищать суппорт, или заменять (ремонтировать) цилиндр гидропривода.

Таким образом, борьба инженеров со скрипом колодок сводится к тому, чтобы сместить частоту вибраций колодки в тот диапазон, который не слышит ухо человека. Приметы этой борьбы можно увидеть практически на каждой модели колодок:

  • срезанные под разными углами кромки фрикционных накладок;
  • проточки на фрикционных накладках;
  • противоскрипные накладки на оборотной стороне колодок;
  • грузики на колодках;
  • разного рода пружины и скобы на колодках.

Почему скрипят тормоза

Понятно, что на технически исправном автомобиле ничего не скрипит, потому что все предпринятые конструкторами антискрипные меры эффективно работают. Но, к сожалению, есть целый перечень причин, чтобы эти меры «не сработали».

  • Некачественные колодки. «Упрощенные» колодки без противоскрипных элементов либо с неправильно изготовленными элементами, либо с неадекватным составом фрикционной накладки встречаются довольно часто. Придется их заменить.
  • Новые колодки не притерлись. Поскольку диски заменяют не с каждой заменой колодок, гладкой поверхности новой колодки первые сотни километров приходится контактировать с неровной поверхностью диска. Это может вызвать скрип, который исчезнет, когда эти детали притрутся друг к другу.
  • Конфликт материалов колодки и диска. Иногда после притирки фрикционного слоя колодок к бороздкам на диске звук исчезает, а иногда владелец едет покупать колодки другой марки. Целесообразнее всего сразу покупать колодки и диски одного бренда и одной линейки.
  • Потеря (разрушение) противоскрипных пружин или пластин на колодке, чаще всего – из-за их полной коррозии. Придется заменить.
  • Износ колодки (колодок). Во-первых, писк может издавать механический индикатор износа колодки – именно так он и срабатывает. Во-вторых, при полностью изношенной фрикционной накладке колодка начинает «тормозить» своим металлическим основанием, сопровождающимся скрежетом.
  • Загрязнение колесного механизма. Скрежет может вызывать один-единственный мелкий камешек, попавший между диском и суппортом (колодкой), и застрявший там.
  • Перекос или заклинивание колодки на направляющих, из-за чего нарушаются условия ее взаимодействия с диском. Дело либо в коррозии, либо в загрязнении направляющих. Для промывки есть специальные препараты, не оставляющие жира на рабочих поверхностях дисков и колодок.

Для очистки направляющих суппортов и колодок с дисками применяются специальные препараты (часто основным компонентом в них является ацетон).

  • Дефекты диска: трещины, деформация, неравномерный износ. Диск с бороздами иногда можно проточить, но кривой или растрескавшийся можно только заменить.
  • Неправильно затянутые болты (гайки) крепления колеса. Не очень частая причина, но бывает, что неравномерно или чрезмерно затянутые крепежные детали деформируют тормозной диск, что нарушает условия его “сотрудничества” с колодками. Поэтому так важно посещать шиномонтаж, где работникам знакомо такое понятие как момент затяжки.
Читать статью  От каких машин подходят диски на ваз

Отметим, что практически все сказанное касается и барабанных механизмов, часто встречающихся на задних колесах небогатых комплектаций автомобилей.

Рекомендация Авто24

Скрип тормозов, как и другие внештатные явления вокруг тормозной системы – повод поскорее провести ее инспекцию. В большинстве случаев проверка не покажет ничего катастрофического, но вероятность, что окажется какая-то неисправность, все же есть. Например, может выясниться, что одна колодка стерлась да металла, а это признак неполадок суппорта и перспектива глобальных неприятностей. Так что если у вас вдруг завизжали тормоза, найдите полчаса-час для визита на СТО.

Почему скрипят тормоза: пять главных причин

Тизер

В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических усиков. Когда фрикционный слой колодки истирается и остаточный материал уже не в силах бороться с перегревом, встроенная металлическая пластинка соприкасается с металлической поверхностью диска и издает скрип, тем самым предупреждая о необходимости срочно отправляться в магазин запчастей за новым комплектом колодок. Если игнорировать предупреждения и ездить со скрипящими тормозами дальше, то фрикционный слой совсем изотрется, и тормоза резко потеряют эффективность.

Затягивать со сменой не стоит. Когда колодка близка к полной выработке, она чаще перегревается и износ материала резко увеличивается. Последние два миллиметра фрикционного слоя могут истереться буквально за месяц, в то время как предыдущие 5 мм выдерживали нагрузки несколько лет.

В систему попала грязь или камень

Скрип вызывают посторонние предметы, зажатые между колодкой и диском. Это может быть камень или ветка, а также кусок проволоки, подцепленной при движении по грунтовым дорогам в грязи. Обычно эти предметы диагностируются по звуку. Он может быть глухим или резко звенящим. Необходимо вывесить машину на домкрате, снять колесо и осмотреть тормозной механизм. Чаще всего подобные предметы удаляются простой отверткой.

slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской

Иногда скрипеть при торможении или даже во время движения может отвалившийся пыльник тормозного диска. Он призван защитить механизм от попадания пыли и воды, но с годами в местах креплений развиваются очаги коррозии, и металлический экран отваливается и задевает за колесный диск или за суппорт дисковых тормозов. При замедлении ослабший экран по инерции упирается в крутящееся колесо и издает неприятный дребезжащий визг. Как правило, деталь просто удаляют, однако лучше потратиться и сразу заказать новый экран, потому как без него суппорт и диск заливается водой при движении по мокрым дорогам.

Читать статью  Неисправности тормозная система урал 4320

Перегрев тормозов

Другая возможная причина скрежета — вода. Если после активного торможения автомобиль попадает в лужу, то высока вероятность повреждения тормозных дисков. От резкого перепада температур их может «повести», то есть возникнут температурные деформации из-за внутренних напряжений. В итоге такой диск будет неплотно прилегать к колодкам, и при легких нажатиях начнутся неприятные вибрации, сопровождающиеся чиркающими звуками.

Некоторые мастера предлагают «прокатать» диски, то есть снять часть поверхностного слоя для выравнивания поверхности. Однако помогает это не всегда, и превратившийся в «восьмерку» диск уже вряд ли будет как новый. Придется заказывать другую деталь. Поэтому в дождливую погоду лучше не перегревать тормоза.

Заклинило суппорт или цилиндр

Тревожные звуки могут доноситься из-под колес в случае заклинивания тормозного суппорта. Это достаточно неприятная ситуация, грозящая повреждением всего механизма. Чаще всего такие повреждения бывают в барабанных тормозах. Колодка, прижавшаяся к тормозному барабану, рискует оторваться и повредить поршни, что приводит к разгерметизации системы. Жидкость начнет выходить наружу, и давление в гидравлической системе резко упадет. Педаль начнет продавливаться без ожидаемого замедления транспортного средства. Правда, многоконтурная система тормозов позволит остановиться и избежать возможной аварии, но о дальнейшей эксплуатации машины не может уже быть и речи. Выдают закисший суппорт обычно неравномерно изношенные колодки.

Кроме того, скрипеть могут колодки в барабанных тормозах, у которых соскочила или заела возвращающая пружина или закис тросик «ручника».

Некачественные колодки

Иногда в составе фрикционного слоя колодок оказываются примеси, которые обладают иными характеристиками сцепления и портят диск. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом диска. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров.

slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской

Кроме того, сам диск может при длительном простое покрываться ржавчиной. При торможении шероховатая поверхность создает дополнительное трение, скрежетание, работает, как абразив, и быстро «убивает» любые колодки. Поэтому заржавевший диск всегда подлежит замене.

Источник https://auto.24tv.ua/ru/pochemu_skripyat_tormoza_avtomobilya_i_kak_s_jetim_borotsya_n44347

Источник https://auto.mail.ru/article/82790-tkani-eko-i-organik-v-chem-ih-dostoinstva-i-nedost/

Источник