Я перевела машину на газ
Я перевела машину на газовое топливо и за полтора года сэкономила 26 тысяч рублей.
Еще несколько лет назад я понятия не имела, сколько стоит литр бензина, где менять масло и как часто проходить техническое обслуживание. Но я всегда хотела ездить за рулем. Для меня это свобода, возможность перемещаться без ограничений и ни от кого не зависеть.
Потом я стала водителем и поняла, что независимость эта условная. Зависишь от машины, ее технического состояния и обслуживания. А еще от цен на топливо: в России бензин не дешевеет. Тогда я попыталась решить хотя бы проблему с топливом — отказалась от бензина и установила на свой автомобиль газобаллонное оборудование (ГБО).
Я расскажу, как это сделать, сколько мне удалось сэкономить и когда это все окупится.
В целом алгоритм такой:
- Сначала нужно найти фирму, которая может не только установить оборудование, но и оформить все документы.
- Потом подготовить заявление в ГИБДД и получить от них разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля.
- После получения разрешения установить оборудование.
- Пройти ТО, осмотр в ГИБДД и внести изменения в документы.
Мой автомобиль — Лифан Солано 2013 года. Говорят, что внешне он похож на старую Тойоту Короллу
Что такое ГБО
ГБО — это специальное оборудование, которое позволяет автомобилю работать не только на жидком топливе, например на бензине или солярке, но и на газе. В большинстве случаев для монтажа газовой аппаратуры систему питания двигателя жидким топливом демонтировать не требуется — они друг другу не мешают. Машина получает возможность ехать на газе, но если газ в баллоне закончится, то автомобиль продолжит движение на жидком топливе.
Из чего состоит. ГБО состоит из баллона для газа, редуктора, форсунок, электронного блока и индикатора уровня газа в баллоне. В ГБО поздних поколений входит также насос высокого давления для газа.
Принцип работы и устройство ГБО. В автомобиль устанавливается баллон для газа. Из него газ поступает в редуктор, где он подогревается охлаждающей жидкостью из системы охлаждения автомобиля. Затем газ поступает в форсунки, которые впрыскивают его в цилиндры. Дальше газ поджигает свеча зажигания — двигатель работает. Всем процессом управляет электронный блок.
Так выглядит схема работы ГБО на сайте производителя. Источник: drive2.ru
Поколения ГБО и виды систем в зависимости от используемого газа
Существует два вида газового топлива: пропан-бутан и метан. Оборудование для них требуется разное: то, что позволяет ездить на метане, не годится для пропан-бутана, и наоборот.
В технике я не сильна, но знакомые автомеханики объяснили мне, что существует несколько поколений ГБО.
ГБО первого, второго и третьего поколения в настоящее время можно увидеть только на старых автомобилях. Электронное управление впрыском газа в них либо отсутствовало вообще, либо было, но управляло механическими форсунками, которые впрыскивали газ в цилиндры. Сейчас такое ГБО уже почти никто не устанавливает.
ГБО четвертого поколения обзавелось электронными мозгами и электромагнитными форсунками для впрыска газа. Оно считается более надежным и более экономно расходует газ.
ГБО пятого получило собственный насос высокого давления для газа.
ГБО шестого поколения кроме насоса высокого давления обзавелось еще и собственными форсунками, которые позволяют обходиться вообще без бензина.
Какое лучше выбрать. У меня проблемы выбора не было: заправок с метаном в моем городе нет, а установщики предлагали поставить ГБО только четвертого поколения.
НОВЫЙ КУРС
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Разбираемся, как начать и закончить ремонт без переплат: от проекта до приемки
Стоит ли устанавливать ГБО
Для начала я пообщалась с несколькими знакомыми автомеханиками и спросила у них, как лучше экономить на топливе. Волшебные присадки для топлива и чудодейственные устройства отпали сразу. Мне объяснили, что машина не знает, что в нее залили волшебную присадку или установили магнитную прокладку, которая якобы поможет сэкономить 110% бензина. В лучшем случае расход бензина просто не изменится.
А основных методов экономии два:
- Поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии. Даже давление воздуха в шинах ниже норматива сразу повышает расход топлива.
- Перейти на другой вид топлива. Литр бензина в среднем стоит 42 ₽, литр газа — 30 ₽. Расход газа выше в среднем на 10%, но все равно экономия получается значительная.
Переход на газ показался мне хорошей идеей.
Что сделать перед переходом на газ
Для начала я рекомендую посчитать, насколько выгодно это будет лично для вас, и изучить плюсы и минусы.
Установка оборудования стоит от 30 до 50 тысяч в зависимости от модели автомобиля и объема устанавливаемого баллона. Экономический эффект будет виден не сразу: если ездить редко, переход окупится только через несколько лет.
Считать нужно индивидуально для каждого автомобиля, результат будет зависеть от пробега в год, цены газа и бензина, расхода топлива. Можно посчитать на калькуляторе — при разнице в цене газа и бензина 12 ₽, пробеге 10 000 км в год и цене за условный комплект оборудования 40 000 ₽ срок окупаемости составит около семи лет. Не каждый водитель эксплуатирует машину семь лет — многие продают ее раньше.
Я рассуждала следующим образом: если машину эксплуатировать в режиме «дом — работа — магазин — дом», пробег будет небольшим и окупать ГБО я буду очень долго. Но я как раз сменила работу и устроилась торговым представителем — по работе приходилось много ездить. Я прикинула: примерный пробег будет больше 20 000 км в год, а менять машину в ближайшие несколько лет я не планирую — так что ГБО должно окупиться.
Плюсы и минусы ГБО
Я начала изучать форумы и задавать специалистам вопросы, которые меня волновали.
Портит ли газ двигатель автомобиля. Как мне объяснил автомеханик, портить двигатель может только ГБО старого образца, которое уже давно не выпускают. Современное оборудование оснащено компьютером, который управляет подачей газа.
Наоборот, многие говорят, что ресурс двигателей на газе намного выше за счет того, что газ не смывает смазку с поршней. Так это или нет — мне сказать сложно, но у меня проблем с двигателем не возникало.
По своему опыту могу сказать, что газ меньше загрязняет моторное масло. Когда я меняю масло, меня всегда спрашивают, почему я слишком рано это делаю. А еще мне показали для сравнения отработанное масло с других машин — оно черного цвета, а мое — темно-желтое. В итоге я увеличила пробег от замены до замены масла с 10 тысяч километров до 11.
Еще автомеханик рассказал мне, что высокое октановое число газа тоже хорошо сказывается на работе двигателя. Октановое число газа — 110. Бензина с таким октановым числом на заправках просто нет. Если объяснять простыми словами, топливо с низким октановым числом может воспламеняться просто от сжатия в цилиндре. Это плохо: двигатель работает неровно, снижается его ресурс, а расход топлива возрастает.
Высокооктановое топливо воспламеняется в цилиндре только тогда, когда его подожжет искра от свечи зажигания, а не тогда, когда захочет. В результате перехода на газ может исчезнуть неприятный звук в двигателе, который многие называют стуком пальцев. Пробег до капитального ремонта двигателя при этом увеличивается. Мне приятно думать, что все будет работать именно так, но проверить это на практике мне сложно. Поэтому просто верю на слово.
Опаснее ли ездить с газовым баллоном. Этот вопрос я обсудила в нескольких автосервисах — мне сказали, что машина замечательно горит независимо от типа топлива. Но основная причина возгораний — это не газ и не бензин. Пожар чаще всего возникает из-за неисправной электропроводки. А в этой ситуации без разницы, чем заправлена машина: она в любом случае может сгореть. Сами по себе ни бензин, ни газ, ни дизельное топливо не загорятся — нужен источник огня.
Газовый баллон изготовлен из высококачественной толстой стали. Бензобаки современных машин делают из пластика. Соответственно, газовый баллон прочнее. При его повреждении, например при ДТП, газ просто улетучится в атмосферу. Бензин же вытечет и останется в виде лужи под машиной — при пожаре это намного опаснее.
Много ли места займет установка. Установка баллона в малолитражную автомашину может полностью лишить ее багажника. Здесь я подошла с точки зрения математики. Объем багажника моей машины — 386 л. Объем газового баллона — 50 л, при установке его в багажник свободными остаются еще 336 л. В моем случае этого хватает с запасом: я редко заполняю багажник под завязку.
Вот так может выглядеть газовый баллон на 50 л в малолитражке. В багажнике почти не осталось свободного места даже для домкрата. Источник: Chadchawan thongsiri / Shutterstock
Еще бывают тороидальные баллоны для газа — они по форме как запасное колесо и устанавливаются как раз вместо него. За счет них можно сохранить полезный объем багажника. Но я все-таки решила не отказываться от запаски и выбрала обычный баллон.
Изменится ли стоимость страховки. Не изменится. При расчете цены полиса тип топлива не учитывается. Бензиновый двигатель, дизельный или газовый — роли не играет.
Будет ли действовать гарантия на автомобиль. У меня все равно не было гарантии, поэтому я узнавала это из любопытства. Выяснилось, что все зависит от дилера, который проводит гарантийное обслуживание: одним дилерам все равно, другие могут снять автомобиль с гарантии. Третьи сами оказывают услуги по установке ГБО на автомобили, которые продают. Лучше уточнять этот вопрос у своего дилера.
Еще важно учитывать, удобно ли расположена АГЗС, на которой вы планируете заправляться. В моем случае АГЗС находилась на той же территории, что и обычная заправка, где я заливала бензин, — так что в этом плане ничего не поменялось.
В результате я окончательно решила, что установка ГБО поможет мне сэкономить, и начала искать, кто мне это оборудование установит.
Как выбрать фирму для установки ГБО
У меня абсолютно не было опыта в автомобильных вопросах, поэтому обслуживание моего автомобиля в целом выглядело как увлекательный квест. В один прекрасный момент начинает казаться, что и едет машина как-то не так, и звуки какие-то странные из-под капота, и брякает что-то в районе левого заднего колеса. А может, и не левого.
Собственно, из-за отсутствия опыта я сразу отмела вариант самостоятельной установки оборудования. Еще можно было обратиться к гаражным умельцам, но гарантий качества — никаких. Не факт, что после этого автомобиль пройдет техосмотр, а без него ГИБДД не внесет изменения в документы. Но это не главное. Некачественная установка оборудования может привести к пожару и взрыву.
Поэтому я решила выбирать надежную станцию технического обслуживания. Чем-то этот выбор похож на выбор психоаналитика или юриста: предложений на рынке много, но кто оказывает услуги качественно, а кто нет — непонятно.
Критерии подбора автосервиса мне подсказал тот же автомеханик, который помог с выбором машины. Он руководствовался своим опытом, но, возможно, этот опыт пригодится и другим:
- СТО должна быть легальной, зарегистрированной в налоговых органах.
- Она должна предоставить по результатам работ счет, чек и гарантии на качество выполненных работ не менее года. Даже если мастер сделает что-то некачественно, можно вернуться с чеком, счетом, представителем Роспотребнадзора и досудебной претензией.
- На станции техобслуживания должно быть чисто. Если владелец следит за порядком и чистотой, скорее всего, он так же строго контролирует качество работы.
- Механики не должны ставить диагноз автомобилю по телефону. Если вы позвоните механику и скажете, что под капотом какой-то подозрительный шум, а он с ходу предложит вам поменять двигатель — смело прощайтесь и ищите другого специалиста. Нормальный автомеханик предложит сначала осмотреть автомобиль. А когда найдет неисправность после осмотра, расскажет не только о ней, но и о том, как он ее обнаружил.
- На услуги квалифицированных автомехаников всегда высокий спрос. Скорее всего, попасть сразу не получится, придется записываться и ждать. Это не очень удобно. Но такому механику нет необходимости выдумывать несуществующие неисправности, чтобы заработать. Ему хватает и реальных.
В ситуации с установкой ГБО добавились еще требования:
- Фирма должна провести не только установку, но и техосмотр автомобиля с установленным ГБО, подготовить документы для ГИБДД. В случае если ГИБДД откажется узаконить установку оборудования — вернуть деньги.
- Фирма должна проводить техническое обслуживание газобаллонного оборудования и давать на него гарантию.
В итоге я нашла компанию, которая устраивает меня по всем критериям. Перед началом работ мастер осмотрел автомобиль и посчитал полную стоимость установки оборудования — 41 850 ₽.
41 850 ₽ стоила установка ГБО
Страница СТО во Вконтакте. Там же я прочитала и отзывы о работе
Как оформить
Нельзя просто взять, установить оборудование и ездить. Если водитель самостоятельно установит ГБО и не получит на это разрешения, его могут оштрафовать на 500 ₽. А еще ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при смене собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков. Поэтому я рекомендую делать все официально.
Вот что надо сделать:
- Найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о том, что устанавливать оборудование можно.
- Подать заявление в ГИБДД и получить предварительное разрешение на изменение конструкции.
- Установить оборудование.
- Пройти техосмотр, получить диагностическую карту.
- Внести изменения в регистрационные документы автомобиля в ГИБДД.
Предварительная экспертиза. Специальная организация должна дать заключение о том, что вот на этот конкретный автомобиль в принципе можно установить ГБО. Если машина, например, очень старая, или очень редкой модели, или в ее конструкции есть элементы, не предназначенные для работы с ГБО, могут дать и отрицательное заключение. Но в моем случае обошлось без проблем.
Такую организацию мне самой искать не пришлось. У фирмы, где я заказала установку, был договор с подходящей. Стоимость экспертизы просто включили в стоимость работ. Работы по оформлению документов тоже взяла на себя фирма, занимающаяся установкой оборудования.
С 1 июля 2021 года правила регистрации ГБО изменились. Минпромторг должен создать реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо. Если модель вашего автомобиля будет в реестре, сертификация оборудования не нужна и платить придется только за само оборудование и госпошлину за изменение документов. Пока на сайте Минпромторга этот реестр еще не размещен — вероятно, для его создания потребуется время.
Заявление о внесении изменений в конструкцию автомобиля я оформляла сама через сайт госуслуг. Еще с помощью госуслуг я в дальнейшем сэкономила на госпошлине — уплатила ее со скидкой 30%.
Процедура только внешне кажется сложной. На самом деле мне не пришлось разбираться в тонкостях оформления документов. Через день после внесения предоплаты мне позвонили из СТО и сказали, что пакет документов для ГИБДД готов. Я забрала их и отнесла в ГИБДД. Для подачи документов даже не пришлось стоять в очередях — возле дежурной части был специальный почтовый ящик, и я просто бросила их туда.
Еще через несколько дней мне позвонили и попросили забрать ответ. ГИБДД была не против переоборудования, о чем мне выдали специальное свидетельство.
Вместе с заявлением в ГИБДД нужно принести сертификат соответствия — он подтверждает, что фирма имеет право устанавливать ГБО. Копию сертификата мне предоставили в сервисе
После установки оборудования я приехала в ГИБДД еще раз. Там автомобиль осмотрели, убедились, что оборудование действительно установлено, и проверили документы.
В результате мне заменили свидетельство о регистрации автомобиля, внесли изменения в ПТС и выдали документ о том, что конструкция автомобиля соответствует требованиям безопасности.
Свидетельство о регистрации транспортного средства мне заменили — в графе «особые отметки» появилась вот такая запись
В ПТС такую же запись тоже сделали в графе «особые отметки» и заверили ее печатью и подписью
За замену и обновление документов нужно платить госпошлину. Это я тоже сделала через госуслуги и сэкономила:
- 560 ₽ вместо 800 ₽ — за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения;
- 350 ₽ вместо 500 ₽ заплатила за выдачу свидетельства о регистрации;
- 245 ₽ вместо 350 ₽ — за внесение изменений в ПТС.
1155 ₽ я заплатила за госпошлину
Все расходы на госпошлину составили 1155 ₽.
Установка ГБО
В итоге я потратила 43 005 ₽: 41 850 ₽ на установку оборудования и 1155 ₽ на госпошлины. Установленное оборудование я покажу на иллюстрациях.
Как все это работает
Для водителя ничего не меняется. Я заправляюсь газом и еду — как на любой другой машине. Остается только следить за уровнем газа в баллоне. Баллон на 50 л, но заправлять в него можно не больше 45 л — такие требования безопасности. Но случайно залить больше 45 л водитель тоже не может: в баллоне установлен специальный механизм, который отключает подачу газа, когда его объем в баллоне больше этих 45 л.
45 л максимально возможный объем газа в баллоне по правилам безопасности
Подачу газа из баллона в двигатель я могу отключить, нажав кнопку на приборной панели. Если в топливном баке есть бензин, машина переключится на него. Останавливаться для этого необязательно — переключаться можно на ходу.
Если газ в баке внезапно кончится, компьютер сам переключит двигатель на бензин. Водитель при этом услышит звуковой сигнал, а лампочка на датчике уровня газа погаснет.
Расход газа примерно на 10% выше, чем расход бензина. На практике это означает, что если условный автомобиль расходует 10 л на 100 км пробега, то тот же автомобиль на газе расходует 11 л на 100 км пробега.
«Но у меня не так!»
Любое мнение об обслуживании и эксплуатации автомобиля всегда субъективно, а каждая ситуация уникальна. В статье мы рассказываем не обо всех машинах с ГБО, а об одной конкретной. Вероятно, ваш опыт может отличаться от опыта автора статьи — и если так, милости просим в комментарии.
Особенности обслуживания машины с ГБО
С марта 2018 года по октябрь 2019 я обслуживала систему на той же СТО, где устанавливали оборудование. Неисправностей не было, потребовалось заменить только топливный фильтр. Менять его надо каждые 10 000 км пробега. При этом мне меняли бесплатно, пока действовала гарантия на ГБО.
Нужно ли специальное масло и фильтры для авто на газе. Особое масло при работе на газе не требуется — я заливаю то же самое, что и до установки ГБО. Воздушный фильтр тоже остается без изменений, но в газовой системе есть еще два фильтра — в редукторе и на газовой магистрали. Фильтр редуктора стоит около 100 ₽, а газовой магистрали — 300—400 ₽ . Их меняют примерно раз в год.
Зато теперь я экономлю на замене бензинового фильтра — поскольку на бензине я почти не езжу, с момента установки ГБО я не меняла его ни разу.
Сколько стоит установка, оформление и дальнейшее обслуживание
В 2018 году полная стоимость установки оборудования для меня составила 41 850 ₽ — это с учетом оформления документов.
Все расходы на госпошлину составили 1155 ₽.
Цены зависят от региона и меняются со временем. В 2021 году в Хакасии установить аналогичный комплект на Ладу стоит 30 000 ₽, еще 7000 ₽ просят за оформление документов.
Обслуживание в моем случае сводилось в основном к замене фильтров — это около 500 ₽ раз в год-полтора , в зависимости от пробега.
Поломки машин с ГБО и их причины
Само газобаллонное оборудование не ломалось ни разу. Единственная проблема возникла из-за заправки некачественным газом. Однажды я залила на АГЗС 35 литров газа — и почти сразу после выезда машина отказалась ехать на газе. Компьютер в оборудовании просто прекращал подавать газ в двигатель и автоматически переключал подачу топлива на бензин. Переключение вручную не помогало — подача газа почти сразу отключалась.
В этот день я ездила на бензине до вечера, а потом поехала на СТО выяснять, в чем дело. Хотя рабочий день и закончился, там было весело: много злых водителей материли газовщиков, а не менее злые механики сливали газ из баллонов и меняли фильтры. Оказалось, что дело в некачественном топливе на нашей АГЗС, у всех водителей была одна и та же проблема.
Ничего критичного не случилось — ни один двигатель не пришел в негодность. Денег за работу с меня не взяли, зато записали номер автомобиля. Насколько я понимаю, все работы согласился оплатить владелец заправки, но в детали я не вникала. Главное, что мне платить не пришлось. Потом этот список владелец СТО передал на АГЗС, и пострадавших водителей там заправили бесплатно.
Какой будет экономия
Посчитать с точностью до копейки невозможно. На одном только газе мотор не работает — запускается и прогревается автомобиль только на бензине. Расход бензина небольшой — в мае 2019 года я залила полный бак и до начала осени не израсходовала даже половины. Тем не менее бензин, хоть и в небольшом количестве, все равно нужен.
Возможно, если бы у меня был установлен бортовой компьютер, настроенный на учет расхода газа, расчет был бы более точным. Такие компьютеры существуют, но у меня его нет, и покупать не планирую. Все же экономический эффект можно примерно посчитать.
За полтора года я проехала 32 000 км. Средний расход бензина у меня был 7,8 л на 100 км. Расход газа больше: умножаем расход бензина на 1,15 — получается 8,97 л на 100 км.
Цена литра бензина — 43 ₽, литра газа — 28 ₽. Получается, что 32 000 км пробега на бензине обошлись бы мне в 107 328 ₽. А на газе — в 80 731 ₽.
26 000 ₽ я сэкономила за полтора года
Я уже сэкономила больше 26 000 ₽. С учетом расходов на установку, которые составили 43 000 ₽, мне осталось сэкономить 17 000 ₽, чтобы оборудование окупилось, — то есть проехать порядка 19 000 км.
Запомнить
- Главное — посчитать экономический эффект от установки ГБО. Если ваш среднегодовой пробег менее 10 тысяч километров, установка может оказаться нерентабельной.
- Учтите, насколько удобно расположена ближайшая к вам АГЗС.
- Если вы посчитали, что переход на газ экономически обоснован, обратитесь в сертифицированный автосервис, где могут подготовить все необходимые документы для ГИБДД.
- Не обращайтесь в различные гаражные сервисы.
Иллюстратор — Валерий thewatt
Ирина Конева
Заправляетесь газом? Расскажите, все ли вам нравится:
На газу уже 5лет с мои расходом 17/100 экономи бешеная. Общи пробег уже 610000 пробег на газу 300000 автомобиль УАЗ Патриот
Элмо-Ульшмиц, круто у меня Фабия 1.2. проехала 325.000 км из них 140.000 на газу
Элмо-Ульшмиц, как поршни поживают? У газа температура горения в 2 раза выше. Вы новые поршни ставили для газа?
Denis, Да че вы за бред несете. 11 лет, на одних поршнях. сменил гбо 2 поколение на 4.
Sashko, При установке ГБО важно знать, что обычные двигатели рассчитаны под характеристики сгорания в цилиндрах бензино-воздушной смеси. Пропан-бутановая газо-воздушная смесь с более высоким октановым числом 105-110 (у бензина – 80, 92, 95, 98) имеет дольше время горения, чем в случае с бензином, поэтому процесс сгорания продолжается даже при открытии выпускного клапана, т.е. пламя выходит за стенки камеры сгорания и цилиндров. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, да и лямбда-зонд и катализатор перегреваются. При обычных режимах езды запаса жаропрочности у этих деталей хватает, а вот у активных драйверов, раскручивающих мотор выше 4500 об/мин, эти детали и узлы перегреваются в большей степени, особенно от этого страдают седла клапанов. Из-за продолжающегося процесса горения их рабочие кромки настолько перегреваются, что при дальнейшем контакте при закрытии клапана происходит интенсивный износ рабочей поверхности
Автор статьи
Элмо-Ульшмиц, меня прямо радуют такие цифры.
Кто на газе ездил — тот на бензине ездить не будет.
Автор статьи
Игорь, вы правы. Здесь почти никто из противников газа на нем не ездил.
Ирина, я ездил. Рад что сменил машину на бензиновую. Был мотор 2.5 V6 на легковой машине, поэтому и ставил газ. Расход бензина 9,3; расход газа 12-13 плюс на прогревы у меня уходило около литра бензина на сотню. Т.е. На бензине при 42р/л выходило 390р/100км. Когда я ставил ГБО газ стоил 17р/литр что давало 17*12,5+1*42=254руб/100км. И было здорово, но ровно когда моё ГБО окупилось через год, газ стал стоить 25р,а бензин 43,что уже давало 354р/100км на газу и экономию 40 рублей/100км по сравнению с бензином. Т.е. чтобы окупить 40000 рублей на установку надо проехать 100000км. Ну ладно, у меня оборудование к тому моменту уже окупилось, чего выпендриваться, экономия-то есть? Но давайте разберёмся какие ещё есть минусы:
1. Заправок мало и очень мало, на моем ежедневном маршруте их было две против 20 бензиновых.
2. Маленький для такого расхода бак в 50л, которого хватало дай бог на 320км, потом давление падало и машина переходила на бензин. Соответственно при моих пробегах больше 100км/день заправлять приходилось через день. Т.е. Через каждые 220-25км как дебил заправляешься на 700р и едешь.
3. Заправка не быстрая, плюс на большинстве заправок в Питере один пистолет и если перед тобой две газели, то ты опаздываешь на работу минут на 15 либо заправляешься в другой раз, но газа до следующего раза тебе не хватит.
4. ГБО дополнительно надо поехать обслужить у газовщиков каждые 10000км, т.е. из 4000р сэкономленных на топливе за это время минимум тыщу надо отдать, плюс потратить дополнительное время.
В последнее время мне это надоело — экономия копеечная, а минусов много.
Купил современную машину с турбо 1,4. Динамика такая же, расход 6,6 но 95. 6,6*46=303р/100км. Дешевле чем на газу, заправляюсь раз в неделю, никогда не жду, не нюхаю вонь от переходника.
Даже если предположить, что у меня был бы как в рекламе расход на газу на 10% больше (чего по отзывам людей в очереди на заправках не было ни у кого) то выходило бы 280 р/100км, что дешевле чем сейчас, но все равно больше не хочу. Комфорт тоже чего-то стоит.
Автор статьи
Евгений, по скорости заправки я разницы особой не вижу. Да и за бензином очереди у нас больше, чем за газом. Видимо это особенности региона. Наличие агзс в пределах доступности — это важный фактор.
Евгений, согласен со всем на 100 %. Езжу на газе уже на 2-й машине. При сегодняшних ценах на газ, ГБО абсолютно не выгодно ставить.
Газ у нас 26 руб, бензин 43 р.
Во первых расход на нашем газе всегда на 30% больше, чем на бензине. Ни встречал ни одного человека, у кого бы расход был меньше.
При цене на газ на 30% меньше, чем на бензин, получается практически баш на баш,- никакой выгоды. Еще надо учесть расходы на обслуживание ГБО, расход бензина на довпрыск, на разогрев. Так же на газе есть такие существенные минусы, как перегруз багажника газовым баллоном, езда без запаски, необходимость регистрации ГБО в ГАИ.
Короче говоря на новой машине ГБО уже ставить точно не буду.
ГБО: Безопасность в использовании газового оборудования на автомобилях (1-я часть)
Проработав с автомобильным газовым оборудованием более 20 лет, с 1999 года, я могу уверенно сказать: использование газа, менее опасно, чем использование бензина.
Но если так, то откуда этот благоговейный страх перед газом?
Остаётся лишь разводить руками. Я не знаю…
И дело тут, наверное, не в «страшилках» про газ – а вдруг рванет.
Историй про человеческую глупость и бензин значительно больше, чем историй про газ. Сколько людей и домов сгорело после фразы: «Что-то плохо костер занялся… Плесну-ка я в него бензинчика». А сколько машин и гаражей сгорело после фразы: «Посвети зажигалкой – не видно сколько бензина в канистре».
Может виной наши страхи из детства? Наверное каждый получил по носу разорвавшимся в руках воздушным шариком… И сделал для себя вывод на будущее – сосуды под давлением – это серьезно…
Попытаемся простым языком поговорить о безопасности в использовании ГБО на транспорте.
Безопасность использования ГБО можно условно разделить на две темы:
- Системы защиты самого газового оборудования на автомобиле
- Правила поведения водителя, использующего ГБО
Давайте поговорим о первом и разберемся, какие меры безопасности водителя и окружающих реализованы в самом автомобильном газовом оборудовании?
Поговорим на примере оборудования для сжиженного газа (LPG). 95 % автолюбителей используют именно этот газ, когда речь идет об альтернативном топливе.
Начнём с важного принципа: в автомобильном газовом оборудовании (ГБО) исповедуется принцип многократного дублирования устройств безопасности.
Газовый баллон
Газовый баллон изготавливается из высококачественной стали толщиной 3-4 мм. Рабочим давлением, при котором хранится газ в баллоне, считается 16 атмосфер. В действительности давление в баллоне в обычных условиях эксплуатации редко превышает 10 атмосфер. При производстве баллоны проверяются самым тщательным образом.
Это еще не все. Согласно европейским правилам, один баллон из тысячи должен быть испытан «на разрыв». Накачивают давлением воды до тех пор, пока не порвет. Баллоны для сжиженного газа, рассчитанные на использование до 16 атмосфер, рвутся примерно при давлении в 80-100 атмосфер. Подобные испытания «на разрыв» проводятся и при смене партии стали, используемой для производства продукции.
Вот как, к примеру, выглядит эта процедура на Новогрудском заводе газовой аппаратуры. Баллон, сошедший с конвейера, отправляют на рентгеновскую установку. Оператор проверяет качество сварных швов и отсеивает все те, которые вызвали у него подозрение. Затем баллоны накачивают воздухом под давлением в 25 атмосфер, после чего выдерживают определенное время под водой. Таким нехитрым способом баллон повторно проверяется на герметичность. На предприятиях Европы баллоны рентгеном не проверяют. Уровень сварки автоматом там настолько высокий, что качество сварного шва гарантируется практически 100 процентное.
В 2018 году на нашем предприятии мы открыли пункт переаттестации баллонов. (Если вам требуется эта услуга, то можно перейти по ссылке.)
Один из баллонов, выбракованных по глубине коррозии, мы решили испытать на разрыв. Поверьте мне, вы бы не рискнули поставить этот баллон на свой автомобиль. Он выглядел очень плохо. Так вот баллон удалось порвать только под давлением 80 атмосфер. Выбракованный баллон был способен держать давление более, чем в 4 раза превышает рабочее давление в системе ГБО.
На баллон устанавливается мультиклапан – блок запорной аппаратуры, либо отдельные элементы запарной аппаратуры.
Мультиклапан ГБО
Мультиклапан совмещает в себе несколько функций, и большинство из них имеет к безопасности самое непосредственное отношение.
Мультиклапан снабжен отсекающим поплавком. При достижении заполненности баллона 80-85 процентов, мультиклапан перекрывает доступ газа в баллон. Пожалуй, одно из главных правил, которое необходимо знать, пользуясь автомобильным газовом оборудованием: баллон заполняется на 80-85 процентов от своего номинального объема.
Почем важно соблюдать это правило?
Здесь нужно отвлечься и поговорить о физических свойствах сжиженного газа. Для примера мы возьмем… скороварку. Хозяйка заливает в нее воду и ставит на огонь. Вода в скороварке, под воздействием тепла, нагревается и начинает испарятся. Внутри образуется паровая подушка и поднимается давление. При достижении определенного давления водяной пар в скороварке становится насыщенным и выпадает осадком в виде воды. Давление снижается. Происходит процесс саморегуляции. Поэтому скороварку можно оставить на огне на долгие часы. Затем, стравив пар и открыв ее, убедится, что воды в ней осталось примерно столько же, сколько и было залито изначально. Так вот, если скороварку заполнить водой до краев и поставить на огонь, то скороварка ваша лопнет: вода при нагревании, вроде как, должна испарятся, но поскольку места для испарения вы ей не оставили, жидкость будет, повинуясь законам физики, расширятся до тех пор пока скороварка будет способна держать давление. Но как вы понимаете, это вопрос, времени, крепости скороварки и скорости нагрева.
Тот же процесс, что и в скороварке, происходит внутри газового баллона, с той только разницей, что баллон со сжиженным газом греть не надо. Температура кипения газа, в зависимости от процентного соотношения в нем пропана и бутана, колеблется от 0 до -40 градусов по Цельсию. Газ в баллоне кипит и испаряется при обычных температурах окружающей среды. Кипит, до тех пор, пока в баллоне не создаться насыщенная паровая подушка. Далее начинается процесс саморегуляции.
Как я уже говорил, при обычных условиях: до +30 градусов окружающей среды, баллон заполнен на 80 процентов, давление внутри баллона не превышает 11-12 атмосфер. Однако, давление внутри значительно увеличивается при сокращении объема подушки и повышении температуры: при +40 градусов по Цельсию и 90 процентах заполненности – уже более 16 атмосфер. При +50 градусах и 100 процентной заполненности – более 30 атмосфер.
Поэтому одно из главных правил безопасности эксплуатации автомобильного газового оборудования: нельзя заполнять баллон более, чем на 80 процентов от его объема.
Современные мультиклапаны, используемые в автомобильном газовом оборудовании, всегда имеют предохранительный клапан.
Предохранительный клапан нужен на тот случай, если давление в баллоне все-таки превысило допустимый порог. Большинство предохранительных клапанов отрегулировано на 20-25 атмосфер. То есть, при этом давлении они начинают стравливать избыточное давление. В каких случаях давление в баллоне может возрасти выше допустимого? Первый случай: вы заполнили баллон «поз завязку» и поставили автомобиль греться на солнышке, второй – это пожар. Если автомобиль окажется в огне, то баллон не взорвется, как многие себе это представляют, а будет как Змей-Горыныч пыхать огнем до тех пор, пока газ внутри сосуда не выгорит полностью.
При избыточном давлении аварийный клапан открывается и стравливает испаренный газ. Но куда он его стравливает? Все баллоны, размещаемые внутри автомобиля, имеют вентиляционную камеру (вентиляционный короб). Стравленный газ попадает в этот короб, а дальше по вентиляционным каналам, выводится за борт автомобиля. Вентиляционная камера — она же и предохранитель, на случай разгерметизации соединений мультиклапана и магистральных трубопроводов, по которым течет газ в баллон, из баллона в подкапотное пространство. (Вообще-то все соединения высокого давления в газовом оборудовании собираются при помощи медных уплотнительных муфт. Такое соединение вечно, если его не трогать. Так что, герметичность может быть нарушена либо из-за очень высокой вибрации – это следствие некачественной установки, либо в следствии проведения некачественного ремонта ГБО.)
Для того, чтобы стравленный газ не попал в салон вашего автомобиля, вентиляционный короб нужно всегда держать закрытым.
Мультикапаны бывают с механическими и электрическими запорными клапанами. Механические — имеет вентиля, которые необходимо перекрыть вручную. Таким образом, газ не подается под капот автомобиля по топливной магистрали. Электрический — запирает газ в баллоне в тот момент, когда водитель глушит двигатель или переводит его в режим работы на бензине.
Очевидно, что электрические мультиклапана более безопасны в использовании, поскольку полностью исключают утечку газа из баллона. Исключают влияние человеческого фактора. По этой причине в Европе запрещено использование мультиклапанов с механическими запорными элементами. С 2020 года мы на СТО «Газ-Альтернатива» так же используем только электрические мультиклапана. Это безусловно более дорогие комплектующие. Однако — безопасность превыше. Мультиклапан ГБО – это устройство в автомобильном газовом оборудовании, несущее основную функцию обеспечения безопасности оборудования.
Ну и последнее устройство безопасности имеющееся в мультикапане – это скоростной клапан. Если вы где-то, случайно перебьете топливную магистраль, по которой газ подается из баллона в подкапотное пространство, газ будет выходить из баллона со скоростью превышающей нормальный расход. В этом случае сработает скоростной клапан и перекроет выход газа наружу.
Впрочем, это еще не все.
Защита электронными устройствами
Оборудование разных поклонений, имеет разные дополнительные пороги безопасности, обеспечиваемые электронными устройствами.
95 % ГБО сегодня — это системы, которые газовщики называют газовое оборудование 4го поколения.
Не будем вдаваться в подробное описание — как электроника на бензиновом двигателе управляет впрыском газа. Скажем только, что блок управления ГБО начиная с 4го поколения не оставляет водителю никаких шансов «поступить неправильно». Блок управления газом позволяет человеку только выбрать топливо. Перевести автомобиль с бензина на газ, с газа на бензин на заведенном двигателе. И в крайнем, аварийном случае, позволяет запустить двигатель на газу. Анализ работы газового оборудования и вся регуляция процессами происходит в автоматическом режиме.
Блок управления следит за всеми важными параметрами работы двигателя — давлением и температурой газа, нагрузкой на двигатель и т.д. Процесс полностью автоматизирован и исключает ошибку, которая может привести к аварии — утечке газа и, тем более, его воспламенению.
Широко газовое оборудование на автомобилях начало использоваться сразу после Второй Мировой Войны, в Италии. С тех пор прошло 70 лет. За это время элементы ГБО стали по—настоящему безопасными. Продуманными. Во многом это уже не инициатива инженеров, а требования технических регламентов и стандартов. Надеюсь в первой части, рассказав о элементах ГБО, я вас убедил: газ на авто — это безопасно.
В следующей части статьи мы поговорим о том насколько опасен газ как топливо, и сравним его с бензином.
Директор ООО «Газ-Альтернатива», Михаил Дулько
Источник https://journal.tinkoff.ru/gas/
Источник https://belgaz.com/gbo-bezopasnost-v-ispolzovanii-gazovogo-oborudovaniya-na-avtomobilyah-1-ya-chast/
Источник