Правила дорожного движения для пассажиров

Правила дорожного движения для пассажиров

Правила дорожного движения для пассажиров

В этой статье речь пойдет про правила дорожного движения, которые предназначены для пассажиров транспортных средств. В данном случае речь идет как о личных автомобилях, так и об общественном транспорте.

Напомню, что ранее на pddmaster.ru были опубликованы несколько статей, в которых рассматриваются правила дорожного движения для разных участников дорожного движения:

  • для пешеходов;
  • для велосипедистов;
  • для водителей мопедов и скутеров.

Сегодня пришло время рассмотреть правила, предназначенные для еще одной группы участников дорожного движения, члены которой не имеют водительских удостоверений. Речь идет о пассажирах и о ПДД для них:

  • Правила поведения пассажиров.
    • Обязанности пассажира.
    • Запреты для пассажира.

    Правила поведения пассажиров

    Для начала необходимо рассмотреть понятие пассажир, которое дается в действующих ПДД:

    «Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    Итак, пассажиром признается участник дорожного движения, который находится в автомобиле или другом транспортном средстве либо входит или выходит из него.

    Внимание! Обратите внимание, что пассажиром пешеход становится не тогда, когда он целиком погрузился в автомобиль, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери машины или автобуса.

    Обязанности пассажира

    Обязанности пассажиров рассматриваются в разделе 5 правил дорожного движения. В принципе, обязанностей немного, однако далеко не каждый пассажир с ними знаком.

    Итак, пассажир обязан быть пристегнут ремнем безопасности, если автомобиль оборудован такими ремнями. При движении на мотоцикле пассажир обязан быть в застегнутом мотошлеме. Нарушение любого из этих правил может привести к весьма неприятным последствиям даже при небольшом ДТП.

    Еще раз подчеркиваю, что прямая обязанность пассажира — быть пристегнутым ремнем безопасности, а штраф за непристегнутый ремень накладывается не только на водителя, но и на непристегнувшегося пассажира.

    Запреты для пассажира

    Кроме того, для пассажира вводятся и несколько запретов:

    1. Пассажир не должен отвлекать водителя от управления автомобилем. Далеко не каждый пассажир знает и понимает этот пункт правил. Не могу вспомнить ни одного пассажира, который бы всю дорогу просидел спокойно и молча. Как правило, пассажиры считают своим долгом всячески отвлекать водителя от дороги.

    Замечу, что если действия пассажира отвлекут водителя и станут причиной дорожно-транспортного происшествия, то маловероятно, что пассажир понесет хоть какую-то ответственность, т.к. доказать его причастность к ДТП вряд ли удастся.

    Естественно, речь не идет о ситуации, когда пассажир схватился за руль и своими действиями спровоцировал дорожную аварию.

    2. Пассажиру запрещается открывать двери транспортного средства во время движения.

    3. При поездке в кузове грузового автомобиля пассажирам запрещается стоять, а также сидеть на бортах или выше бортов.

    Правила посадки и высадки пассажиров

    ПДД для пассажиров предусматривают также и особые правила для посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

    Посадка и высадка должны осуществляться со стороны тротуара или обочины дороги. Замечу, что речь необязательно идет о правой стороне проезжей части. В случае разрешенной остановки или стоянки на левой стороне дороги пассажиры должны садиться в автомобиль только с левой стороны.

    Посадка на заднее сиденье автомобиля почти всегда возможна со стороны тротуара. Однако того же нельзя сказать о переднем пассажирском сиденье. Если посадка со стороны обочины невозможна, правила разрешают входить в автомобиль со стороны проезжей части, но при этом не должны создаваться помехи для пешеходов, велосипедов, автомобилей и других участников дорожного движения.

    Отмечу, что посадка и высадка пассажиров относятся к компетенции только самих пассажиров, т.е. водитель за посадку и высадку по правилам не отвечает.

    Тем не менее водитель грузового автомобиля перед поездкой должен проводить с пассажирами инструктаж по правилам посадки, высадки и размещения в кузове:

    22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

    Для легковых автомобилей и общественного транспорта подобных правил не существует, поэтому соблюдение требований ПДД остается только на совести самого пассажира.

    Следует подчеркнуть, что до того момента, как пассажир начал входить в транспортное средство, он является пешеходом. То же самое касается и ситуации, когда пассажир уже вышел из транспортного средства. В данном случае человек должен руководствоваться правилами для пешеходов:

    Штрафы для пассажиров в 2023 году

    Кодекс об административных правонарушениях предусматривает 2 варианта штрафов для пассажиров:

    • Статья 12.29, часть 1 — предупреждение или 500 рублей. Накладывается за любое нарушение правил, которое не создало помех другим участника движения. Например, такой штраф грозит пассажиру, который не пристегнулся ремнем безопасности.
    • Статья 12.30 часть 1 — 1 000 рублей. Накладывается, если пассажир создал помехи для движения транспортных средств. Например, не убедился в отсутствии автомобилей и открыл дверь автомобиля со стороны проезжей части.

    На этом рассмотрение правил для пассажиров завершено.

    Удачи на дорогах!

    Обновлено: 10 июня 2020
    Максим Калашников

    эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

    Ремень — оружие пассажира. Почему в машине все должны быть пристёгнуты

    Безопасность взрослого пассажира автомобиля, как ни в одном другом транспорте, в первую очередь находится в его руках. В прямом смысле слова: пристегнул ремень — спас себя и окружающих от возможных увечий в ДТП.

    И на заднем сиденье тоже

    Как показал опрос ВЦИОМ, 82% россиян считает, что всю ответственность за безопасность пассажиров несёт водитель. «По правилам дорожного движения, если пассажир не пристёгнут, к ответственности привлекут обоих. При этом больший штраф действительно получит водитель», — напоминает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Он признаёт, что пассажиры, в отличие от водителей, всё ещё пристёгиваются очень нерегулярно. Особенно на заднем сиденье. Кстати, по данным того же соцопроса, 48% респондентов признались, что позволяют себе игнорировать пассажирские ремни безопасности в автомобиле.

    Статья по теме

    По закону, если в машине кто-то не пристёгнут, то это всего лишь штраф: 1000 руб. для водителя и 500 руб. для пассажира. В жизни цена такого легкомыслия гораздо выше. «Все краш-тесты проходят на городских скоростях 54 или 60 км/ч, и результаты показательны как раз для города, — пояснил заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. — Более того, вы можете врезаться в тот же столб. И тогда критическая скорость будет меньше 20 км/ч. К тому же не пристёгиваться в машине, оборудованной подушками безопасности, равносильно самоубийству!» Баллон раскрывается со скоростью 200 км/ч. То есть человек и так летит вперёд, а тут ещё навстречу удар подушки. Всё равно что попасть под кузнечный молот.

    Кстати, как показал анализ 100 тыс. ДТП, непристёгнутые пассажиры задних сидений представляют собой опасность для водителя и переднего пассажира: почти 80% пассажиров перед­них сидений могли бы выжить в ДТП, если бы задние были пристёгнуты! «Использование ремня безопасности снижает риск гибели в 2-3 раза при фронтальном столкновении, в 1,8 раза при боковом и в 5 раз при опрокидывании», — поясняет автоэксперт центра «Движение без опасности» Дмитрий Стебаков.

    Видео краш-тестов лучше любых слов показывает, что бывает с пассажирами, игнорирующими ремни. Так, в машину усадили на заднее сиденье два взрослых непристёгнутых манекена и один детский в автокресле. После имитации ДТП на скорости 50 км/ч пассажиры резко подаются вперёд, следует страшный удар о потолок и водительское кресло. Нагрузка на бедренную кость при ударе коленом о перед­нее сиденье — не менее тонны! В итоге таким горе-пассажирам обеспечены переломы ног, сотрясение мозга и даже перелом шейных позвонков. Но это не самое страшное: один из них на отскоке с размаху садится на малыша, которого уже вроде бы спасли ремни в автокресле.

    Статья по теме

    Не спешите отказываться от кресла

    Необходимо помнить, что за безопасность детей в машине отвечают взрослые. Согласно ПДД, дети в возрасте до 12 лет в салоне автомобиля должны перевозиться в автокресле.

    Да, есть несколько исключений. Если ребёнок в возрасте от 7 до 12 лет у вас не помещается в автокресло из-за своих габаритов (например, его рост составляет свыше 150 см или он очень крупный), то на заднем сиденье его необходимо перевозить, обязательно пристегнув ремнём безопасности. Что касается переднего сиденья, то до 12 лет детское автокресло должно использоваться обязательно, причём конструкция должна соответствовать весу и росту ребёнка.

    В Госавтоинспекции МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендуют перевозить детей в автокресле до достижения ребёнком 12 лет. Опасения специалистов из-за детей, пристёгнутых штатными ремнями, связаны с ростом. Надо понимать, что регулирование высоты штатного ремня безопасности в машине предельно: если рост пассажира меньше 150 см, ремень, проходящий по горлу, попросту не сможет обеспечить его безопасность. А ремни в автокресле, если подобрать его строго по весу и росту ребёнка, проходят по грудной клетке, не касаясь лица и шеи.

    Вопрос-ответ

    Ляльку — в автолюльку!

    Отдельная история с перевозкой младенцев. «Ни в коем случае нельзя возить малышей на руках. Никто не способен гарантировать безопасность чада, которое не пристёгнуто. Анатомическая конструкция автокресла вопреки предубеждениям неопасна даже для новорождённого, в случае столкновения это устройство способно сохранить жизнь и здоровье ребёнку», — не перестаёт повторять молодым родителям директор НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор Владимир Розинов.

    У младенца плохо развиты мышцы шеи, слабая спинка, незатянутый родничок и мягкие кости черепа. Даже незначительное ДТП — это риск сотрясения мозга и перелома шейных позвонков. Мягкие плечики и рёберные кости повышают вероятность переломов, которые могут привести к повреждению лёгких, печени, селезёнки и сердца. Строение автолюльки учитывает все эти особенности.

    Некоторые беспечные родители для перевозки совсем маленьких детей используют люльку от коляски. Безусловно, это удобно, но при внезапном ударе даже на самой маленькой скорости малыш просто вылетит из такой ненадёжной конструкции. Поэтому люльку лучше брать автомобильную, которая имеет соответствующие ремни и крепления.

    Дёшево и хорошо не бывает

    Некачественные автокресла — ещё одна угроза безопасности. Кресла, которые не соответст­вуют требованиям Технического регламента Таможенного союза, ломаются уже на первых этапах краш-тестов. Эксперты говорят, что лучше вообще ездить без кресел и пристёгивать ребёнка простыми ремнями, чем доверять его безопасность таким подделкам. «Покупать кресла-подделки нельзя! Например, отломавшаяся задняя спинка в момент аварии может ударить малыша по голове. Ещё одна опасность — слабые крепления isofix, — констатирует представитель специализированного магазина автокресел Сергей Керженцев. — Если при ДТП отрывается крепление isofix, то ребёнок вместе с креслом может удариться о переднее сиденье. И кресло, вместо того чтобы защитить ребёнка, добавит импульс удару».

    Вопрос-ответ

    Родителям при покупке важно обращать внимание на наличие сертификации. Маркировка со знаками ECE R44/03 и ECE R44/04 говорит о том, что кресло прошло весь цикл испытаний и соответствует требованиям Европейского стандарта безопасности. Несертифицированные аналоги, конечно, дешевле: можно и за 2 тыс. руб. найти нечто, лишь бы не платить штраф в 3 тыс. руб. за отсутствие кресла. Но эта подделка не спасёт вашего ребёнка. «В первую очередь нужно помнить, что дёшево и хорошо не бывает, — говорит Денис Загарин. — Чтобы кресло выдерживало удар, у него должна быть развита пространственная конструкция. Соответственно, если оно сделано из строительного пенопласта, при ударе просто рассыплется. Надёжная конструкция — всегда массивная. Так что перед покупкой кресло надо взвесить в руках». Кроме того, предпочтение всегда нужно отдавать устройствам с развитой боковой защитой. В этом случае спинка плотно охватывает голову ребёнка, и это может спасти жизнь при боковом столкновении.

    «В ряде ДТП, в которых погибли дети-пассажиры, они находились в детских креслах. Это не всегда говорит о том, что детские кресла плохие, чаще о том, что ими неправильно пользуются. Покупают несертифицированные, неправильно их устанавливают, неправильно размещают детей», — говорит заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. Также он напоминает всем водителям, что, если взрослый за рулём грубо нарушает правила — превышает скорость или выезжает на встречку, ни одно, даже самое надёжное и безопасное кресло не спасёт ребёнка в случае ДТП.

    Источник https://pddmaster.ru/pdd/passazhir-pdd.html

    Источник https://aif.ru/auto/safety/remen_-_oruzhie_passazhira_pochemu_v_mashine_vse_dolzhny_byt_pristyognuty

    Источник

    Читать статью  Переводческое бюро "Универсал". Профессиональные переводы контрактов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *